ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


27.04.2024

C праздником!
Служба не работает 1 мая.

БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Положение о Корпоративной виртуальной справочной службе универсальных научных библиотек

Положение о Корпорации виртуальных справочных служб (ВСС) универсальных научных библиотек

1.     Общие положения.

 1.1.   Корпоративная виртуальная справочная служба универсальных научных  библиотек (ВСС КОРУНБ)   -  представляет  собой  распределенную  онлайновую  справочную  службу, функционирующую при организационно-методической поддержке Российской национальной библиотеки и объединяющую  универсальные научные библиотеки и    выполняющую   разовые запросы  удаленных  пользователей, связанные  с поиском  библиографической, фактографической и  полнотекстовой информации по всему спектру тематических  направлений.

 

        Корпорация объединяет УНБ в целях:

-        создания единой справочной среды  универсальных научных библиотек, проецированной в Интернете и предоставляющей дополнительные возможности обслуживания и самообслуживания для всех категорий пользователей без исключения;

-        объединения  универсальных научных библиотек для выполнения запросов различных групп удаленных пользователей   на основе СПА библиотек,  а также локальных и удаленных электронных ресурсов;

-        повышение качественного уровня  обслуживания пользователей библиотек.

 

        Членами  корпорации  могут  стать  библиотеки, имеющие  высококвалифицированный персонал с опытом  выполнения всех типов запросов различной степени сложности,  знающий традиционную и электронную ресурсную базу обслуживания.

 

      1.4.  Официальным названием  корпорации является   «Корпоративная  виртуальная справочная  служба универсальных научных библиотек» - сокращенно  ВСС КОРУНБ.

 

1.5.   Совместная деятельность  участников корпорации  регулируется  двухсторонним   «Соглашением об участии  в КОРУНБ», подписываемым библиотекой-участницей и РНБ, осуществляющей  координирующие функции.

 

2.     Организация деятельности.

 

 2.1.  Деятельность КОРУНБ   основывается на  следующих принципах:

-  равноправия членов  службы, имеющих   степень свободы, достаточную для  возможности определения  приоритетов,  характера и  основной направленности собственной деятельности по обслуживанию пользователей в рамках  конкретной библиотеки;

-  степенью ответственности  за   конечный результат работы КОРУНБ, определяемой  участием  в работе службы,  а также  исходя из ресурсной, программно-технологической и кадровой  обеспеченности каждой конкретной  библиотеки;

-  добровольности  участия в корпорации,  позволяющей  поддерживать   гибкость структуры    и состава  корпорации;

- множественности  уровней взаимодействия,  позволяющего сотрудничать  библиотекам напрямую  по линиям актуальной потребности в совместной деятельности;

-         централизованного  характера совместной деятельности по выполнению запросов,  прописанного в «Соглашении об участии в  КОРУНБ».

 

2.2.      Обслуживание пользователей  в рамках КОРУНБ   характеризуется:

-        oбщедоступностью  и бесплатностью  для всех  пользователей;

-        универсальностью принимаемых запросов;

-        приоритетностью выполнения тех запросов, которые не могут быть выполнены на базе  библиотек иной  типологической  принадлежности;

-        оперативностью выполнения запросов;

-        обязательностью выполнения принятых к   работе запросов и предоставление ответов даже в  случае  отсутствия  требуемой информации;

-        строгостью и лаконичностью межличностного взаимодействия  персонала и удаленных  пользователей при обслуживании  пользователей;

-        конфиденциальностью информации о  пользователях.

 

2.3.     Категории пользователей  ВСС КОРУНБ обслуживаются все пользователи,  обратившиеся в службу,  не зависимо от их  возраста,  уровня образования и места проживания, а  также независимо от того, являются ли они читателями какой-либо  из   библиотек-участниц  или нет.

2.4.      Типы  принимаемых запросов:

-        запросы о  наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах  библиотек-участниц КОРУНБ;

-         тематические запросы, выполнение которых не  влечет за собой сложного библиографического поиска и может выполняться на основе  имеющихся   традиционных  и  электронных  библиографических ресурсов УНБ, а также ресурсов сети Интернета;

-        фактографические запросы.

2.5.     Тематика принимаемых запросов:

-        в рамках ВСС КОРУНБ принимаются  тематические  запросы  по социально-экономической, гуманитарной,  медико-биологической и технической  тематике.

 

2.6.     Услуги, предоставляемые  пользователям в ответ на запросы, поступившие  в ВСС КОРУНБ:

-        готовые  ответы  в виде  библиографических списков  с указанием источника  получения информации (до 10 библиографических записей), отдельных или совокупности  фактографических  данных; 

-        предоставление возможности самостоятельного  поиска информации в  совокупной базе данных выполненных запросов, генерируемой по мере  поступления запросов и  представленной  как на сайте РНБ (координатор), так и сайтах библиотек-участниц;

-        ссылки на  источник информации в сети Интернета для самостоятельного  извлечения информации;

-        методические консультации по  самостоятельному поиску требуемой информации.

 

2.7.      Язык принимаемых запросов:
- в рамках ВСС КОРУНБ принимаются запросы на русском, белорусском и казахском языках

 

2.8.     Взаимодействие  библиотек с  ВСС КОРУНБ   осуществляется исходя  из кадровой обеспеченности  и технической базы участников проекта.

 

3.          Ресурсная база обслуживания.

 

3.1.    При выполнении запросов удаленных пользователей  используется традиционный  справочно-поисковый  аппарат библиотек-участниц, электронные каталоги  и  ресурсы Интернета.

3.2.     При выполнении запросов  автоматически генерируется общедоступная БД выполненных запросов.

 

 

 

 

4.         Режим  и порядок работы службы.

 

 4.1. Запросы принимаются в  течение всей  рабочей недели (понедельник – пятница)  и выполняются  в порядке их получения. В выходные дни служба запросы не принимает. Максимальный срок выполнения запроса - 3 рабочих дня.

Иные ограничения по дням приема запросов (напр., санитарные дни и т.д.)  конкретных  библиотек-участниц  корпорации  определяются  двухсторонним «Соглашением о создании ВСС КОРУНБ» в индивидуальном  порядке.

 

5.          Основные ограничения.

 

5.1. Не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и др. конкурсов).

5.2. Не выполняются запросы, связанные с необходимостью предоставления информации обучающего характера;

5.3. Не высылаются сканированные тексты документов (на сайте дается отсылка на ЭДД).

5.4. В рамках обращения в Виртуальную справочную службу единовременно рассматривается только один тематический, фактографический или библиографический запрос.

5.5. Сотрудники службы не несут ответственность за возможную нелегальность контента ресурсов Интернета, предоставляемых в ответах на запросы.

5.6. Не выполняются запросы, сформулированные неэтично.