Здравствуйте, помогите пожалуйста найти методику и планирование работы по преодолению моторной алалии у детей дошкольного возраста
Ответ:
Здравствуйте. Формулировка темы Вашего запроса требует уточнения. Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема.
Коррекционное воздействие при моторной алалии: Логопедическая работа может быть эффективна только в том случае, если ведется систематически и комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром) (открыть ссылку).
С позиции какого специалиста преодоление (лечение) алалии Вас интересует? Психоневропатолога, логопеда, психолога? К сожалению, полных текстов плана работы или описания методик воздействия при алалии в сети Интернет выявить не удалось. Предлагаем выборочный список литературы, которая поможет в изучении темы (источники – ЭК РНБ, ЭК НМБ им. Сеченова, ЭК РНПБ им. Ушинского, ЭК НБ РК, БД Медиасфера, Google, Nigma, Rambler):
1. Битова А.Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсо- моторной алалией // Школа здоровья. – 1996. – Т. 3, № 4 : темат. вып. "Тез. докл. конф. "Здоровье школьника: Медико-психологическая поддержка и физическая культура", Москва, 8-11 сентября 1996 г." – С. 61-62 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://webcenter.ru/~scdl/library/zips/BITOVA03.ZIP (11.02.08).
2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи : науч.-практ. сб. – М. : Центр лечебной педагогики, 1999. – Вып. 2. – С. 44-52 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://webcenter.ru/~scdl/library/zips/OSREB2/BITOVA06.ZIP (09.02.08).
3. Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи [авторский опыт конструирования диагностической методики] // Дефектология. – 2005. – № 6. – С. 54-63. – (Специальная психология: исследования и практика). – Библиогр.: с. 62-63 (23 назв.).
4. Визель Т.Г. Алалия и афазия : сходства и различия : (нейропсихологический аспект) // Логопедия. – 2006. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 20-25. – (Традиции и новаторство). – Библиогр.: с. 25.
5. Воробьева В.К. Зависимость восприятия предложения от его синтаксической глубины (на материале моторной алалии): "Логопедия XXI века" : всерос. симп. (04.2006, С.-Петербург) // Школьный логопед. – 2006. – № 3. – С. 64-67.
6. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция : [классификация и лечение нарушений развития речи, в т.ч. алалии] // Лечащий врач. – 2006. – № 5. – С. 30-35. – Библиогр.: с. 35 (5 назв.) ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://old.osp.ru/doctore/2006/05/030.htm (09.02.08).
7. Климонтович Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи : [появления общего недоразвития речи в разном возрасте, на различном фоне, особенности консультирования родителей детей, страдающих этой патологией, а также планирование, организация и содержание работы с такими детьми] // Школа здоровья. – 2006. – № 2. – С. 55-58. – Библиогр.: с. 58 (6 назв.).
8.Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «КАРО», 2006. – 298 с. – Библиогр.: с. 123-124
9. Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза : [на основании анализа литературы и собственного исследования, автор делает выводы о различиях в овладении предикативной лексикой дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, дизартрией и ринолалией] // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 59-66. – Библиогр.: с. 66 (4 зап.).
10. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коновалова С.Н. ; Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М., 2006. – 23 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ikprao.ru/edu/Konovalova.doc (11.02.08).
11.Кузьмина Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская. – М., 1977.
12. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет / Н.В. Курдвановская. – М. : Творческий центр «Сфера», 2006. – 124 с.
13.. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред.: Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. – Из содерж.: Гл. 12. Алалия. Система коррекционного воздействия при моторной алалии ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml (11.02.08).
14.. Правдина О.В. Логопедия : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : "Просвещение", 1973. – 272 с. – Из содерж.: Развитие речи моторного алалика и методика логопедической работы ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0001/index.shtml (11.02.08).
15. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 318 с. – Библиогр.: с. 312-315.
16. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 158 с. – Библиогр. в конце текста (16 назв.).
17. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста : [проанализирована эффективность разработанного авторами способа комплексной терапии с использованием транскраниальной микрополяризации при задержке темпа развития речи и общего психического развития у 30 детей 4 – 6 лет, в т. ч. – пример лечения при моторной алалии; у 60-80% детей установлен высокий терапевтический эффект разработанного способа за счет ускоренного развития коммуникативного поведения, формирования речемоторных функций] // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. – 2004. – № 11. – С. 34-41. – Библиогр.: с. 40-41 (39 назв.)
18. Храковская М.Г. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / М.Г. Храковская. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 296 с. – Из содерж.:. Сизова О.Б. Использование сказок как средства развития речи в коррекционной работе по преодолению алалии. – С. 59.
19. Чаладзе Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы : дис. .. канд. пед. наук / Чаладзе Е.А. – Самара, 2001. – 172 с.
20. Шарипова З.В. Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией : дис. … канд. пед. наук / Шарипова З.В. – Екатеринбург, 1998. – 206 с.
21.Юнтунен О. К вопросу о возможном сходстве методик преодоления алалии и обучения детей русскому языку как иностранному: материалы междунар. семинара «Воспитание и обучение в ситуации двуязычия», Хельсинки, 2000г. [Электронный ресурс] / О. Юнтунен // Sofia-Clubi: [сайт].- [Б.г.], 2001-2005.-Библиогр.: 6 назван. – URL: (открыть ссылку) (09.02.08)
22. Яременко Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология, патогенез, диагностика, коррекция, профилактика / Б.Р. Яременко. – СПб. : Салит-Деан, 1999. – 125 с. – Библиогр.: с. 123-125.
Предлагаем также:
- библиографию с сайта Института коррекционной педагогики СГПУ
(открыть ссылку),
-библиографию с сайта «Коррекционная педагогика» (открыть ссылку)
- библиографию с сайта «Ubiquist» (открыть ссылку).
Возможно, будут полезны материалы:
- с сайта «Логопедия по пятницам» технологические карты логопедических (открыть ссылку),
- клуба логопедов "Логобург
(открыть ссылку),
- справочно-информационного логопедического сайта (открыть ссылку).
Являясь жителем Петрозаводска, Вы можете обратиться за дополнительной консультацией в ИСО НБ РК