1. Общие положения.
1.1. Корпоративная виртуальная справочная служба
универсальных научных библиотек (ВСС
КОРУНБ) -
представляет собой распределенную онлайновую
справочную службу,
функционирующую при организационно-методической поддержке Российской
национальной библиотеки и объединяющую
универсальные научные библиотеки и
выполняющую разовые запросы удаленных
пользователей, связанные с
поиском библиографической,
фактографической и полнотекстовой
информации по всему спектру тематических
направлений.
1.4. Официальным названием корпорации является «Корпоративная виртуальная справочная служба универсальных научных библиотек» - сокращенно ВСС КОРУНБ.
1.5. Совместная деятельность участников корпорации регулируется двухсторонним «Соглашением об участии в КОРУНБ», подписываемым библиотекой-участницей и РНБ, осуществляющей координирующие функции.
2. Организация деятельности.
2.1. Деятельность КОРУНБ основывается на следующих принципах:
- равноправия членов службы, имеющих степень свободы, достаточную для возможности определения приоритетов,
характера и основной
направленности собственной деятельности по обслуживанию пользователей в
рамках конкретной библиотеки;
- степенью
ответственности за конечный результат работы КОРУНБ, определяемой участием
в работе службы, а также исходя из ресурсной,
программно-технологической и кадровой
обеспеченности каждой конкретной
библиотеки;
-
добровольности участия в корпорации,
позволяющей поддерживать гибкость структуры и состава
корпорации;
- множественности
уровней взаимодействия,
позволяющего сотрудничать
библиотекам напрямую по линиям
актуальной потребности в совместной деятельности;
-
централизованного характера совместной деятельности по выполнению запросов, прописанного в «Соглашении об участии в КОРУНБ».
2.2. Обслуживание
пользователей в рамках КОРУНБ характеризуется:
-
oбщедоступностью и
бесплатностью для всех пользователей;
- универсальностью принимаемых запросов;
- приоритетностью выполнения тех запросов, которые не могут быть выполнены на базе библиотек иной типологической принадлежности;
- оперативностью выполнения запросов;
- обязательностью выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
- строгостью и лаконичностью межличностного взаимодействия персонала и удаленных пользователей при обслуживании пользователей;
-
конфиденциальностью информации о пользователях.
2.3. Категории пользователей – ВСС КОРУНБ
обслуживаются все пользователи, обратившиеся
в службу, не зависимо от их возраста,
уровня образования и места проживания, а
также независимо от того, являются ли они читателями какой-либо из
библиотек-участниц или нет.
2.4. Типы принимаемых запросов:
- запросы о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах библиотек-участниц КОРУНБ;
- тематические запросы, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска и может выполняться на основе имеющихся традиционных и электронных библиографических ресурсов УНБ, а также ресурсов сети Интернета;
- фактографические запросы.
2.5. Тематика
принимаемых запросов:
- в рамках ВСС КОРУНБ принимаются тематические запросы по социально-экономической, гуманитарной, медико-биологической и технической тематике.
2.6. Услуги, предоставляемые пользователям в ответ на запросы, поступившие в ВСС КОРУНБ:
- готовые ответы в виде библиографических списков с указанием источника получения информации (до 10 библиографических записей), отдельных или совокупности фактографических данных;
- предоставление возможности самостоятельного поиска информации в совокупной базе данных выполненных запросов, генерируемой по мере поступления запросов и представленной как на сайте РНБ (координатор), так и сайтах библиотек-участниц;
- ссылки на источник информации в сети Интернета для самостоятельного извлечения информации;
- методические консультации по самостоятельному поиску требуемой информации.
2.7. Язык принимаемых запросов:
- в рамках ВСС КОРУНБ принимаются запросы на русском, белорусском и казахском языках
2.8. Взаимодействие библиотек с ВСС КОРУНБ осуществляется исходя из кадровой обеспеченности и технической базы участников проекта.
3.
Ресурсная база обслуживания.
3.1. При выполнении запросов удаленных пользователей используется традиционный справочно-поисковый аппарат библиотек-участниц, электронные каталоги и ресурсы Интернета.
3.2. При выполнении запросов автоматически генерируется общедоступная БД выполненных запросов.
4.
Режим и
порядок работы службы.
4.1. Запросы принимаются в течение всей рабочей недели (понедельник – пятница) и выполняются в порядке их получения. В выходные дни служба запросы не принимает. Максимальный срок выполнения запроса - 3 рабочих дня.
Иные ограничения по дням приема запросов (напр., санитарные дни и т.д.) конкретных библиотек-участниц корпорации определяются двухсторонним «Соглашением о создании ВСС КОРУНБ» в индивидуальном порядке.
5.
Основные ограничения.
5.1. Не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и др. конкурсов).
5.2. Не выполняются запросы, связанные с необходимостью предоставления информации обучающего характера;
5.3. Не высылаются сканированные тексты документов (на сайте дается отсылка на ЭДД).
5.4. В рамках обращения в Виртуальную справочную службу единовременно рассматривается только один тематический, фактографический или библиографический запрос.
5.5. Сотрудники службы не несут ответственность за возможную нелегальность контента ресурсов Интернета, предоставляемых в ответах на запросы.
5.6. Не выполняются запросы, сформулированные неэтично.