ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 41865

№ 41865  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте! Помогите пожалуйста подобрать литерату и интернет ресурсы для написания курсовой работы на тему " Библиотечная психология и педагогика: пути развития". Спасибо.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы следующий список литературы (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ Elibrary.ru, НЭБ КиберЛенинка, ЭК РНБ, ЭК РГБ):

1. Авгуль Л.А. К вопросам социологии и психологии чтения в исследованиях Н.В. Клименковой // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: 100 лет Инбелкульту и белорусской академической науке : материалы XV Белорус.-Рос. науч. семинара-конф., Москва, 22–23 нояб. 2022 г. – Москва, 2022. – С. 8-14. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49848619_22287881.pdf (дата обращения: 22.02.2023). – Доступ после регистрации.

Аннот.: В статье рассмотрена научная деятельность по изучению чтения с применением социологического и психолого-педагогического подходов белорусского ученого Н.В. Клименковой и приведены некоторые результаты исследований.

2. Бородина В.А. Библиопсихология в культуре текстовой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – № 3 (36). – С. 137-141. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliopsihologiya-v-kulture-tekstovoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Рассматривается библиопсихология в развитии культуры текстовой деятельности. Важнейшей проблемой является междисциплинарная интеграция в культурологии и психологии семиотической адаптации текстовой деятельности. Обосновывается культура текстовой деятельности в развитии развития навыков письма как за культурным опытом развития, социальной и индивидуальной коммуникации, включающей всеобщее общение в разные исторические периоды. Предлагается в качестве методологии текстовой деятельности в цифровую заднюю переноску библиопсихологии Н.А. Рубакина в культурологическом знании применительно к продолжению и культуре для изучения библиопсихологический осмотр на основе семиотической психологии.

3. Бородина В.А. Современная библиопсихология в контексте наследия Н.А. Рубакина // Сфера культуры. – 2022. – № 2 (8). – С. 91-100. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-bibliopsihologiya-v-kontekste-naslediya-n-a-rubakina (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: В статье рассматриваются основные теоретические положения библиопсихологии, показана востребованность данной сферы науки и практики для современных библиотек. Автор обозначает перспективы развития библиотечной психологии и библиотечной педагогики в условиях цифровизации чтения, доказывает, что предложения о переименовании библиопсихологии в ноокоммуникологию несостоятельны.

4. Бородина В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бородина В.А. ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. – Санкт-Петербург, 2007. – 42 с. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. нац. б-ки. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bd000241160/view/#page= (дата обращения: 22.02.2023).

5. Жукова Т.Д. Проект РШБА «Читающая Россия: воспитание лидеров»: новые подходы к чтению молодых // Общение в эпоху конвергенции технологий : сб. науч. тр. – 2022. – Т. 1. – С. 672-675. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-rshba-chitayuschaya-rossiya-vospitanie-liderov-novye-podhody-k-chteniyu-molodyh (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Автор статьи, президент Ассоциации школьных библиотек России, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», рассматривает вопросы приобщения детей 2020-х годов к книге и чтению в контексте технологического перекоса, который приводит к «расчеловечиванию» не только отдельных личностей, но и наций; говорит о барьерах, мешающих воссоздать «Россию Читающую», указывает на необходимость государственно-общественного подхода к проблеме, предлагает пути ее решения, в частности, через масштабный проект ассоциации «Читающая Россия: воспитание лидеров».

6. Иванова Г.А. Генезис библиотечной педагогики как научные дисциплины // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 1 (75). – С. 132-141. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-bibliotechnoy-pedagogiki-kak-nauchnoy-distsipliny (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Статья посвящена проблеме становления и развития библиотечной педагогики как научной дисциплины, формирующейся на базе прогрессивной педагогики и библиотековедения , а также анализу изменений, прогрессирующих в библиотечно-педагогической деятельности в разные исторические периоды. Включены эволюция понятия « библиотечная педагогика », взгляды отечественных писателей, расширяющихся, педагогов, библиотековедов в области детского и юношеского чтения. Показано становление и развитие библиотечной педагогики. Обоснована общепризнанная реализация целостной библиотечно-педагогической деятельности, содействие развитию особого внимания человека, его восстановление и воспитание .

7. Иванова Г.А. Библиопедагогика и библиопсихология в структуре библиотечно-информационного образования // Культура: теория и практика. – 2019. – № 4 (31). – С. 14. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliopedagogika-i-bibliopsihologiya-v-strukture-bibliotechno-informatsionnogo-obrazovaniya?ysclid=lefesn1yim707484036 (дата обращения: 22.02.2023).

8. Иванова Г.А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 6 (80). – С. 162-167. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-i-razvitie-detskogo-i-yunosheskogo-chteniya-kak-prioritetnoe-napravlenie-bibliotechnoy-pedagogiki (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты библиотечной педагогики , ее роль и возможности в решении актуальных проблем чтения подрастающего поколения. Проблемы чтения раскрываются в концепции идей « Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Представлено исследование вклада учёных в проблемы чтения подрастающего поколения. Раскрыть опыт вузовской подготовки специалистов в области детского и юношеского чтения.

9. Казаринова И.Н. Библиотерапия как теория и практика формирования информационно-психологического здоровья // От Года литературы – к веку чтения : кол. моногр. / [науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова]. – Москва, 2016. – С. 123-135. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. нац. б-ки. URL: https://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/Knig-polka/askarova%202016.pdf#page=123 (дата обращения: 22.02.2023).

10. Киричек А.С. Социально-психологические аспекты изучения читательской культуры // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2014. – № 4. – С. 46-56. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-izucheniya-chitatelskoy-kultury (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Автором представлен анализ изучения читателя с точки зрения социологии и психологии чтения, начиная с конца XIX – начало ХХ в. В статье рассматривается изучение феномена читательской культуры как основы развития интеллектуально-позновательного, эмоционального, художественно-эстетического и духовного потенциала личности. Акцентируется внимание на социально-психологических аспектах изучения чтения, которое становится не только средством вхождения человека в культуру, способом её развития, но и серьёзным фактором его личной успешности или неуспешности в различных сферах жизнедеятельности.

11. Ковалевская Н.И. Зарубежные методы привлечения детей к чтению / Ковалевская Н.И, Петрова Л.И. // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 4, Принт- и медиатехнологии. – 2019. – № 1 (219). – С. 89-96. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-metody-privlecheniya-detey-k-chteniyu (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Отмечено, что среди населения стала распространяться вторичная неграмотность. Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах. Появление феномена вторичной неграмотности приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий. В мировой практике наработан большой опыт по решению проблем кризиса чтения. Во многих странах проводятся различные мероприятия по защите чтения, его стимулированию. Во многих странах мира осуществляется государственная и общественная поддержка чтения и книги, реализуются национальные программы и инициативы поддержки детского и семейного чтения. Статья посвящена рассмотрению детского чтения как социальной проблемы современного общества. Подчеркивается значение чтения как базовой компетентности. Обосновывается необходимость разработки специальных программ и проектов для мотивации детского чтения.

12. Пивовар И.В. Специфика технологий и методов библиотечной педагогики / Пивовар И.В., Сагитова Л.К. // Донецкие чтения, 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы VI Междунар. науч. конф. (Донецк, 26–28 окт. 2021 г.) / под общей. ред. С.В. Беспаловой. – Донецк, 2021. – Т. 11 : Культура и искусство. Библиотечное дело. – С. 156-159. – Электрон. копия доступна на сайте Донец. нац. ун-та. URL: http://donnu.ru/public/files/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%2011%20-%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%2C%20%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE_0.pdf#page=158 (дата обращения: 22.02.2023).

13. Полозова Т.А. Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии // Акмеология. – 2010. – № 2. – С. 89-99. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioterapiya-kak-nauka-problemnogo-polya-akmeologii (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Рассматриваются основы акмеологии библиотерапии как науки, исследующей основы, закономерности, особенности, формы и механизмы саморазвития человека как читателя, зрителя и слушателя.

14. Савич Л.Е. Социально-гуманитарные основы библиотечной валеологии // Библиосфера. – 2010. – № 3. – С. 8-14. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-gumanitarnye-osnovy-bibliotechnoy-valeologii (дата обращения: 22.02.2023).

Аннот.: Библиотека как социальный институт не может не участвовать в процессах сохранения и воспроизводства общественного и индивидуального здоровья, формирования нравственно и физически здорового члена общества. Содействовать этому призвано формирующееся исследовательское направление библиотечная валеология.

15. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой : (учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми) / И.И. Тихомирова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – Электрон. копия доступна на сайте журн. «Педагогика Культуры». URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/images/Stories/N_17/Tihomirova_book1.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]