Ответ:
Добрый день. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК ДРУНБ):
1. Абдулкеримова К.А. Вербализация внешних и психологических особенностей байронического героя / К.А. Абдулкеримова, З.М. Агларова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. – 2020. – № 2. – С. 55-61. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalizatsiya-vneshnih-i-psihologicheskih-osobennostey-bayronicheskogo-geroya (дата обращения: 21.09.2023).
Из содерж.: Байрон в своих поэмах заостряет внимание и на мотиве одиночества героя, его отстраненности от внешнего мира. Слово «одинокий» (lonely) нередко используется как психологический эпитет при упоминании о герое. Так, главный герой поэмы «Гяур», который находился в монастыре, поражает рассказчика своим одиночеством.
2. Жилина Н.П. «Исключительный герой» в поэме Дж. г. Байрона «Мазепа» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2012. – № 8. - С. 118-123. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/isklyuchitelnyy-geroy-v-poeme-dzh-g-bayrona-mazepa (дата обращения: 21.09.2023).
Аннот.: Художественный мир Дж. Г. Байрона, как было установлено различными исследователями, в основных чертах однороден и органически целен. Важнейшим объединяющим началом в нем является образ центрального персонажа, переходящий из одного произведения в другое и получивший в научной литературе название «байронического героя»: это одинокая гордая личность, в своем мятежном порыве вознесшаяся над всем миром и жаждущая беспредельной свободы. Таковы главные персонажи «восточных поэм» Байрона, мистерий, романа в стихах, таков и Мазепа — герой соответствующий поэмы.
3. Жихарева Т.Ю. Лексическая реализация символики одиночества в поэзии английских и русских романтиков (на примере поэзии Дж.Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова) / Т.Ю. Жихарева, Т.А. Сабитова // Язык и культура : сб. ст. XXVI междунар. науч. конф. - 2016. – С. 286-288. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_27481979_50368935.pdf (дата обращения: 21.09.2023). – Доступ после регистрации.
4. Забогонская И.Л. "Каин" Байрона: мотивный анализ // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. – 2007. – № 7. – С. 112-117. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория Полоцкого гос. ун-та. URL: https://elib.psu.by/bitstream/123456789/25105/5/112-117.pdf (дата обращения: 21.09.2023).
Из содерж.: Одним из элементов, при помощи которого реализован в поэме конфликт между Каином и его близкими, является мотив одиночества как невозможности взаимопонимания и сочувствия. Однако тема одиночества быстро перестает ассоциироваться лишь с образом Каина, так как в поэме она обыгрывается множество раз и в разных вариантах и имеет целый ряд мотивных связей.
5. Корнилова Е.Н. Готический злодей и байронический герой // Проблемы исторической поэтики. – 2022. – № 4. – С. 90-111. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/goticheskiy-zlodey-i-bayronicheskiy-geroy (дата обращения: 21.09.2023).
Аннот.: В статье проведено показательное сопоставление поэтических приемов, разработанных авторами готического романа, с моделями, которые использует Дж. Г. Байрон в «Паломничестве Чайльд Гарольда». Их обоих преследует одиночество и отчуждение от общества; оба этих типа, в общем, «козлы отпущения» или преследуемые виной странники.
6. Муратова Я.Ю. «Гяур» Байрона: место поэмы в «Восточном цикле» // Вестник Костромского государственного университета, – 2015. – № 6. – С. 56-60. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gyaur-bayrona-mesto-poemy-v-vostochnom-tsikle (дата обращения: 21.09.2023).
Аннот.: В контексте группы «восточных поэм» - и даже шире - «Гяур» является чем-то вроде экспериментального поля, где автор создает опытные образцы форм, тем и характеров, своего рода «рассаду», которая будет потом «проращиваться» в последующих произведениях цикла. Прежде всего, это образ главного героя - бунтаря, одиночки, находящегося вне закона, вне традиции, «маргинала» в социальном, моральном и религиозном смыслах.
7. Сботова С.В. Феномен романтической культуры в английской литературе (на примере поэмы Дж. Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда") / С.В. Сботова, В.Н.Смирнова //
Интернаука. – 2017. – № 5. – С. 105-107. – Электрон. копия доступна на сайте ИД "Интернаука". URL: https://www.inter-nauka.com/uploads/public/14934611166212.pdf?ysclid=lmt72wq2wc676686717 (дата обращения: 21.09.2023).
Аннот.: Данная статья выявляет феномен романтической культуры в английской литературе XIX века. Материалом исследования послужила поэма Дж.Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Тоска главного героя побуждает искать спасения в бесцельных скитаниях, в обреченном бунте одиночки, в презрении ко всем существующим нормам.
8. Соловьева Н.А. Восток в творчестве Байрона // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2012. – № 2. – С. 67-80. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostok-v-tvorchestve-bayrona?ysclid=lmt752yy73374602033 (дата обращения: 21.09.2023).
Аннот.: О восточных поэмах Байрона, которые показывают развитие байронического героя, противоречивого по характеру и стилю жизни, проходящего последовательно через все романтические архетипы своего времени — Дон Кихота, Дон Жуана, Фауста и Прометея. В облике байронического героя сохраняется непохожесть, загадочность и мрачность. Он вне коллектива. Его невидно среди молящихся, он ждет окончания службы и старается избегать людей.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]