Ответ:
Здравствуйте. Предлагаем для начала работы следующий список литературы (источники поиска: ИПС Яндекс, Гугл, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary.ru):
1. Афанасьева С.А. Использование фотографии с целью механического контроля и политического манипулирования // Перспективные инженерные исследования. – Ростов-на-Дону, 2012. – № 2-1 (63). – С. 67-72. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-fotografii-s-tselyu-sotsialnogo-kontrolya-i-politicheskoy-manipulyatsii (дата обращения: 03.07.2025). Аннот.: Рассматривается роль фотографий в организации процесса жесткого контроля власти за действиями, поведением людей и контролем общественных мнений. Фотография представлена в качестве технологии манипулятивной информационной войны .
2. Война. Фотография. Отношение. Размышления о фотографии и войне в актуальном контексте // Photographer.ru : [сайт]. – 12 авг. 2008. – URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/3328.htm?ysclid=m7yq1u2eo9355701875 (дата обращения: 07.03.2025).
3. Вооруженный конфликт как медиапроект XXI в.: украинский кейс / Косов Г.В., Ярмак О.В., Литвишко О.М., Гапич А.Э. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – № 3. – С. 29-41. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vooruzhennyy-konflikt-kak-mediaproekt-xxi-v-ukrainskiy-keys (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Авторское исследование направлено на разработку и апробацию прогностической методологии, обладающей предсказательным потенциалом, в отношении влияния типов текстового и визуального контента, распространяемого в социальных сетях, на анализ процессов радикализации и политизации региональных сообществ, оказавшихся в условиях конвенционального вооруженного конфликта.
4. Грабельников А.А. Экранная коммуникация и визуализация журналистики / А.А. Грабельников, Н.С. Гегелова. – Тверь : Тверской гос. ун-т, 2019. – 334 с. – Электрон. копия доступна на сайте б-ки Твер. гос. ун-та. URL: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14675nauch.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
5. Дементьева К.В. Информационная война и социальная ответственность журналистов // Журналистский ежегодник. – 2014. – № 3. – С. 14-16. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-i-sotsialnaya-otvetstvennost-zhurnalistov (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Рассмотрено, в частности, использование фотографии.
6. Денисова И.Н. Освещение вооруженного конфликта в TELEGRAM (на примере телеграм–каналов военкоров) // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 12. – С. 132-136. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osveschenie-vooruzhennogo-konflikta-v-telegram-na-primere-telegram-kanalov-voenkorov (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Военная журналистика трансформируется с учетом появления новых технологий, каналов продвижения информации, возможностей взаимодействия с аудиторией. Аккумулятором этих процессов стал кросс-платформенный мессенджер Telegram.
7. Дружинкина Н.Г. Тема войны и смерти в фотографии и живописи: неразрешенные аспекты (XX–XXI века) // Новое искусствознание. – 2023. – № 1. – С. 32-47. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-voyny-i-smerti-v-fotografii-i-zhivopisi-nerazreshennye-aspekty-xx-xxi-veka (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Данная статья посвящена выявлению значения темы войны в фотографии и живописи. На примерах произведений фотографов и живописцев (Роберта Капы, Василия Верещагина, Георга Гросса и др.) выявляются идеи и сюжеты для раскрытия сущности войны (гибели, смерти, разрушений, ужасов, побед и поражений, политических, символических, морально-психологических аспектов), представлений о войне, зафиксированных сознательно или спонтанно в творчестве художников. Вскрываются способы изображения войны в фотографии (постановочное фото, фоторепортаж, фотомонтаж, кадрирование и др.) и в живописи (например, в батальном жанре: Франц Рубо, Рудольф Френц и др.), в современном искусстве (перформанс «Кости войны» («Балканское барокко») Марины Абрамович (1997) и др.). Выявляются особенности трактовки темы войны в классическом искусстве и современном. Современное искусство расширило возможности выражения индивидуальной позиции художника в вопросах войны и смерти, отношения к страданиям человеческого тела, опираясь на опыт христианского искусства. В статье вскрываются как общие аспекты изучения темы, характерные для живописи и фотографии (как правило, это решение через сюжет в конкретно-историческом ключе); так и частные, связанные с метафорико-символической ассоциативностью современного искусства
8. Загидуллина М.В. "Общество спектакля" кризисного периода: к вопросу о границах гуманистических ценностей // Медиасреда. – 2022. – № 2. – С. 96-106. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-spektaklya-krizisnogo-perioda-k-voprosu-o-granitsah-gumanisticheskih-tsennostey (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Статья посвящена вопросам освещения специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации в мировой медиаповестке. Теоретическую основу статьи составляет ключевой тезис трактата французского мыслителя Ги Дебора «Общество спектакля» (1967 год), связанный с тотальной пронизанностью современного общества потребностью в театрализации действительности и отвечающей этой потребности внутренней и внешней политикой государств. В области теории медиа автор статьи опирается также на концепцию Барби Зелизер, критикующей известную теорию «медиасобытийности» (подмене реальной жизни ее медиаинтерпретацией) и предполагающей важность визуализации кризисных событий для создания устойчивой коллективной памяти и противостояния насилию. Столкновение этих по сути конфликтных подходов позволяет автору статьи выявить специфику медиаповестки как выбора между гуманистическими и профессиональными ценностями и проблематизацией первых.
9. Захарченко И.Н. Художественная визуализация цифровой памяти в современном медиаарте / Захарченко И.Н., Щедрина О.М. // Артикульт. – 2023. – № 4 (52). – С. 33-46. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-vizualizatsiya-tsifrovoy-pamyati-v-sovremennom-mediaarte (дата обращения: 07.03.2025).
10. Исаев Е.М. Культурная политика и память о Второй мировой войне на страницах журнала «Советское фото» // Артикульт. – 2017. – № 4 (28). – С. 114-124. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-i-pamyat-o-vtoroy-mirovoy-voyne-na-stranitsah-zhurnala-sovetskoe-foto (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: Статья посвящена проблемам репрезентации Второй мировой войны в одном из самых популярных в СССР изданий, журнале «Советское фото». В статье анализируется процесс развития журнала в контексте меняющейся культурной политики в 20-30-е гг. Таким образом, получается охарактеризовать ситуацию, в которую попали военные фотокорреспонденты в 40-е гг., чьи визуальные документы и свидетельства позже станут важной группой источников в разговоре о Второй мировой войне. Во второй части статьи ключевым аспектом анализа становится дискурс о войне в печатных текстах и популярных снимках журнала «Советское фото». Таким образом, рассмотрены трансформации исторической политики в отношении Второй мировой войны в СССР во второй половине XX века.
11. Ильченко С.Н. Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности // Гуманитарный вектор. – 2023. – № 4. – С. 155-163. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-voennogo-kontenta-printsip-esteticheskoy-priblizitelnosti (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: В статье рассматривается практика визуального отражения в телевизионном контенте событий, которые происходят на Украине, в районе линий соприкосновения. В этом заключается новизна анализа богатого телевизионного контента, которым наполняется эфир за конкретный период времени, начиная с конца февраля 2022 г. Автор предпринимает попытку анализа и обобщения стилистики соответствующих репортажей, выходящих в эфир отечественных медиа, определяет их формат и типологию. В статье обозначается генетическая связь материалов военных корреспондентов с общими тенденциями мировой визуальной культуры в рамках функционирующей модели шоу-цивилизации. Затрагиваются вопросы адекватности презентации информационных «военных» материалов реальности противостояния отечественных вооруженных сил и ВСУ.
12. Рымарева Е.Н. Современная военная журналистика: профессиональные и этические стандарты / Рымарева Е.Н., Долгина Е.С. // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 2 (105). – С. 380-382. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-voennaya-zhurnalistika-professionalnye-i-eticheskie-standarty (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием военными журналистами технических средств и онлайн-платформ, элементов технологии дополненной реальности, анализируется диапазон профессиональных и личностных качеств современных военкоров, затрагиваются вопросы обеспечения безопасности профессиональной деятельности журналистов в зоне военных конфликтов.
13. Семеров М.А. Авторы рубежа XX–XXI вв. о фотографии. Историографический обзор. Философские аспекты // Общество: философия, история, культура. – 2024. – № 8. – С. 110-117. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtory-rubezha-xx-xxi-vv-o-fotografii-istoriograficheskiy-obzor-filosofskie-aspekty (дата обращения: 07.03.2025). Аннот.: В статье рассматриваются публикации отечественных и зарубежных исследователей конца XX – начала XXI века по теории и истории фотографии. Автором проведен анализ исторических, искусствоведческих и философских подходов к восприятию феномена фотографии. Прослежена эволюция фотографии от технической новинки к средству визуального отображения и осмысления действительности, от средства механической фиксации реальности – к произведению искусства.
14. Снежкова И.А. Особенности информационной войны Украины против России: способы, приемы и методы // Власть. – 2018. – № 3. – С. 125-129. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-informatsionnoy-voyny-ukrainy-protiv-rossii-sposoby-priemy-i-metody (дата обращения: 07.03.2025).
15. Суркина А.О. Отображение войны в современных фотожанрах // Военная журналистика в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Луганск, 12 апр. 2023 г. – Санкт-Петербург, 2023. – С. 135-138. – Электрон. копия доступна на сайте Вост.-Европ. ин-та психоанализа. URL: https://eeip.ru/doc/news/2023/11/sbornik_itog.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
Аннот.: В статье раскрывается важность изучения военной фотографии, современной визуализации событий, имеющих огромное значение для формирования отношения к государству и его народу. Сделан обзор фотографий журналистов, военных корреспондентов и блогеров, отражающие военные события на Донбассе, выкладывающийся на популярных пабликах с социальных сетях, а также в интернет-СМИ.
См. также ответ на запрос № 36768 в Архиве Виртуальной службы.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]