Ответ:
Здравствуйте. Предлагаем следующий список литературы (источники поиска: ИПС Яндекс, научные электронные библиотеки КиберЛенинка, Elibrary.ru, НЭБ, ЭК РГБ):
1. Британия и Европа в Средние века и Новое время: город, общество, политика, культура. К юбилею профессора Л.Н. Черновой / А.А. Анисимова, А.А. Бельцер, М.Н. Булаева [и др.]. – Саратов : Саратовский источник, 2025. – 263 с. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_82801277_38259255.pdf (дата обращения: 10.10.2025). – Доступ после регистрации.
Аннот.: Книга посвящена проблемам, занимающим важное место в современной медиевистике и новистике. Разработанные авторами сюжеты сгруппированы в три части настоящей монографии. В первой части рассматриваются различные проблемы социального, правового, политического развития английских городов в Средние века и раннее Новое время. Вторая часть посвящена экономике, политике и конфликтам в средневековых городах Европы – Италии, графстве Фландрия, Чехии, Московском государстве. В третьей части представлены материалы, относящиеся к состоянию и процессам, происходившим в обществе, политике и культуре Британии и Европы в Средневековье и Новое время.
2. Гришак С.Н. Проблема гендерной дифференциации в зарубежной теории и практике образования: период Древности и Средневековья // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1, Педагогические науки. Образование. – 2022. – Т. 87, № 3. – С. 94-100. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_53710179_95375802.pdf (дата обращения: 10.10.2025). – Доступ после регистрации.
Аннот.: В статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы гендерной дифференциации в образовательной сфере западноевропейских стран со времен Древности до эпохи Средневековья, выявивший существенные различия в теории и практике обучения и воспитания полов. Установлено, что большинство представителей педагогической мысли этого периода придерживались ограничительной позиции относительно образования женщин, соответственно цели образования были диаметрально противоположные для женщин и мужчин - мальчиков готовили к активной государственной жизнедеятельности, в то время как женское образование ориентировалось на изоляцию представительниц слабого пола от общественной жизни.
3. Зимин А.В. Средневековые школы Западной Европы: образование и развитие // Форум молодых ученых. – 2019. – № 8 (36). – С. 98-106. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovye-shkoly-zapadnoy-evropy-obrazovanie-i-razvitie (дата обращения: 10.10.2025).
Аннот.: В статье рассматриваются вопросы образования и развития школы в раннем Средневековье в Европе. Выделяются типы школ, участники и содержание образовательного процесса.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : [учеб. пособие] /под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с. – Гл. 5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения. – С. 136-158. – Электрон. копия доступна на сайте textarchive.ru. URL: https://textarchive.ru/c-2160061-pall.html (дата обращения: 11.10.2025).
5. Котлукова Д.А. Леди Гонория Лайл: пределы власти раннетюдоровской аристократки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. – 2022. – № 1. – С. 40-49. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ledi-gonoriya-layl-predely-vlasti-rannetyudorovskoy-aristokratki (дата обращения: 10.10.2025).
Аннот.: В статье на материале переписки леди Гонории Лайл выявляются возможности влияния знатной женщины на укрепление позиций и продвижение интересов ее собственных и ее семьи в раннетюдоровском аристократическом обществе. Показано, что достижению этой цели служили письма, личные контакты, покровительство, обмен информацией и подарками, широко практиковавшиеся леди Лайл. Границы власти этой женщины также очерчивались направляемыми на ее имя различными просьбами, выполнение которых находилось в компетенции ее супруга. Автор приходит к выводу о том, что леди Гонория Лайл в соответствии с представлениями того времени воспринималась прежде всего как жена виконта Лайла и инструмент влияния на ее высокородного супруга.
6. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке / Т.Л. Лабутина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – 247 с. – Гл. 1. Формирование европейской традиции женского образования. 1. Женское образование в странах Древнего мира и средневековой Европы. – Электрон. копия доступна в формате djvu.online. URL: https://djvu.online/file/lhtZFmWrgFHBN (дата обращения: 11.10.2025).
Аннот.: Автор ставит задачу рассмотреть состояние женского образования в Англии во время правления Стюартов, обращая при этом внимание на учебные программы, формы и методы обучения английских леди – представительниц высших и средних классов. О предыстории женского образования в стюартовской Англии. Гуманизм XVI в. изменил средневековое отношение к женщине, по крайней мере, к представительницам из высших социальных слоев.
7. Лобова А.А. Грани повседневности средневековой женщины // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 6. – С. 272-276. – Электрон. копия доступнана сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grani-povsednevnosti-srednevekovoy-zhenschiny (дата обращения: 10.10.2025).
8. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен : [учеб. пособие]. Ч. 1 / Л.Н. Модзалевский ; науч. ред., вступ. ст. и предм. указ. М.В. Захарченко. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 425, [3] с. – Электрон. копия доступна на сайте НЭБ. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000630234/ (дата обращения: 10.10.2025). - Доступ в чит. залах библиотек-участников НЭБ.
9. Полякова М.А. Гуманистический и протестантский подходы к женскому образованию в XVI веке // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 91-100. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskiy-i-protestantskiy-podhody-k-zhenskomu-obrazovaniyu-v-xvi-veke/viewer (дата обращения: 10.10.2025).
10. Пушкарева H.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Женщина. Гендер. Культура : сб. ст. - Москва, 1999. – С. 15-33. – Электрон. копия доступна на сайте НЭБ. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002388771_163655/ (дата обращения: 10.10.2025).
11. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого : очерки. Хрестоматия : [учеб. пособие] / Л.П. Репина ; Ин-т всеобщ. истории РАН, Гос. ун-т гуманитар. наук. – Москва : РОССПЭН, 2002. – 349, [2] с.
12. Рябова Т.Б. Женщина в итальянском гуманизме XV века : автореф. дис. … канд. ист. наук / Рябова Татьяна Борисовна. – Нижний Новгород, 1994. – 18 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01000343992 (дата обращения: 10.10.2025). - Доступ в чит. залах библиотек-участников НЭБ.
13. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья : [учеб. пособие] / Т.Б. Рябова ; Иван. гос. ун-т. – Иваново : Изд. центр "Юнона", 1999. – 211 с.
Аннот.: В книге реконструируется история средневековых воззрений на женскую природу, показывается роль женщины в социально-экономической и политической жизни западноевропейского общества, ее частная жизнь.
14. Ушакова Е.В. Образование женщин высшего и среднего сословий в Англии XVII века // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – № 1. – С. 100-104. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-zhenschin-vysshego-i-srednego-sosloviy-v-anglii-xvii-veka (дата обращения: 10.10.2025).
15. Чернова Л.Н. Горожане и горожанки средневековой Англии : на материалах Лондона XIV – начала XVI вв. / Л.Н. Чернова. – Саратов : Саратовский источник, 2021. – 114 с. – Электрон. копия доступна на сайте Пара Книг. URL: https://paraknig.me/view/2245252 (дата обращения: 10.10.2025).
Аннот.: В учебном пособии представлены историко-биографические исследования о лондонских купцах, игравших заметную роль в социальной и политической жизни городского социума XIV – начала XVI вв. и горожанках, судьбы которых отражают реальное положение женщин в средневековом городе. Также пособие содержит исторические свидетельства, имеющие непосредственное отношение к интересующим персоналиям и их окружению: деловым партнерам, друзьям, родственникам. Это переводы завещаний лондонских горожан и горожанок, документов из картуляриев Адама Фрэнси и Джона Пайела, писем Адама Фрэнси во время его пребывания в должности мэра Лондона. Б?льшая часть исторических источников впервые публикуется на русском языке и содержит материал о социальном пространстве позднесредневекового Лондона, деловых интересах, ценностных установках и повседневной жизни горожан, семье и внутрисемейных отношениях, роли женщин в публичной и частной сферах.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]