ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 39448

№ 39448  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день, можете пожалуйста подсказать, источники и историографию как общество отреагировала на роман Гарриет Бичер-Стоу "хижина дяди Тома"
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы по теме (источники поиска: ИПС Google, Google Академия,Yandex, Науч. электрон. б-ка КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РГБ):

1. Армейсков С.А. Проявления афроамериканской легитимирующей идентичности в культуре США // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2010. – № 2. – Электрон. копия доступна на сайте STUDYLIB.RU. URL: https://studylib.ru/doc/3824341/kul._turologiya-udk-008-proyavleniya-afroamerikanskoj-legitim... (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: Отмечается, что распространение положительного образа темнокожего американца было во многом связано с разрастанием аболиционистского движения в США, а также популярным произведением «Хижина дяди Тома» (1852). В романе отрицательно представлен институт рабства и присутствует достаточно позитивный образ темнокожего (по крайней мере, в сравнении с типажами менестрель-шоу), повлиявший на отношение белых к рабству и афроамериканцам.

2. Болдуин Дж. Наш общий роман протеста / пер. с англ. Т. Ротенберг // Болдуин Дж. Что значит быть американцем. Художественная публицистика. - Москва, 1990. – С. 188–196.

Аннот.: Известный афроамериканский писатель Дж. Болдуин о «Хижине дяди Тома» как краеугольном камне американского романа социального протеста.

3. Каграманов Ю. «Пересмешник поет в магнолиях» // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. – 2015. – № XI. – С. 147-159. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresmeshnik-poet-v-magnoliyah (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: Историки-южане осуждают рабство, но утверждают, что Юг сам намеревался его отменить, только не сразу, а постепенно. А северяне-аболиционисты, говорят они, не представляли себе всей сложности расового вопроса: они прочли роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и решили, что стоит порушить узы рабства, как в стране установится расовая идиллия, – и пошли на Южные Штаты войной (это не очень сильное преувеличение: президент Линкольн, однажды увидев автора романа, сказал: «Вот маленькая женщина, которая начала большую войну»).

4. Калавски Ж. На границах текста и литературного культа / Калавски Ж., Уракова А.П. // Studia Litterarum. – 2020. – № 4. – С. 66-87. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-granitsah-teksta-i-literaturnogo-kulta (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: В статье рассматривается феномен литературного культа и культового текста на примере сюжета романа Хэрриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», оказавшего огромное влияние на литературную и политическую жизнь США.

5. Костюченко М.В. Проблема рабства в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» // Мировая литература глазами современной молодежи : сб. материалов междунар. студен. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 25 нояб. 2016 г. – Магнитогорск, 2016. – С. 180-184. – Электрон. копия доступна на сайте Магнитогор. гос. техн. ун-та. URL: https://www.magtu.ru/attachments/article/659/sb._stud._konf_(2)2016.pdf#page=180 (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: В статье рассматривается проблема рабства в романе Г. БичерСтоу «Хижина дяди Тома». Роман вызвал резонанс в американском обществе, осветив все ужасы рабовладельческой системы. Вскоре после выхода книги вследствие гражданской войны рабство было отменено, и этот роман сыграл немалую роль в этом.

6. Панов С.И. «История американской литературы» в советской Академии наук. Статья первая / Панов С.И., Панова О.Ю. // Литература двух Америк. – 2016. – № 1. – С. 194-242. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-amerikanskoy-literatury-v-sovetskoy-akademii-nauk-statya-pervaya (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: Отмечено, что «Хижина дяди Тома» является для нас чрезвычайно близким и родственным, даже родным произведением, и «Хижина дяди Тома» настолько воспринята была русской литературой и русским обществом, что можно сказать, что дядя Том сражался в рядах русских аболиционистов за освобождение русских крестьян.

7. Панов С.И. «История американской литературы» в советской Академии наук. Статья вторая / Панов С.И., Панова О.Ю. // Литература двух Америк. – 2017. – № 2. – С. 252-272. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-amerikanskoy-literatury-v-sovetskoy-akademii-nauk-statya-vtoraya (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: О прогрессивной сущности романа Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». … Этот роман вызвал бурный протест среди реакционной части американской литературы на Юге и не менее 14 романов апологетов рабства.

8. Панова О.Ю. "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу в восприятии афроамериканцев // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. – № 2. – С. 111-121. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hizhina-dyadi-toma-garriet-bicher-stou-v-vospriyatii-afroamerikantsev (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: В статье прослеживаются основные этапы осмысления и интерпретации романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома, или Жизнь среди униженных» в афроамериканской публицистике, критике, эссеистике, художественной литературе. Основное внимание уделяется ключевым моментам в ходе афроамериканской рецепции романа. Прежде всего, это начальный период отклики в негритянской периодике 1850-1890-х гг., где центральным событием была последовавшая за выходом книги полемика Ф. Дугласа с М. Делани, которая определила главный вектор в спорах интеграционистов и афроцентристов о «Хижине дяди Тома». Следующим поворотным моментом стала переоценка романа в середине ХХ в. благодаря сборнику рассказов Р. Райта «Дети дяди Тома» (1938) и статье Дж. А. Болдуина «Всеобщий роман протеста» (1949). Статья Болдуина дала импульс переосмыслению образа дяди Тома, который в 1950–1960-х гг. превращается в сознании афроамериканцев из героя и мученика в символ расового предательства («комплекс дядюшки Тома»). В заключительной части статьи рассматривается трактовка произведения Г. Бичер-Стоу в современной афроамериканистике, предложенная крупнейшим историком и теоретиком афроамериканской литературы Г. Л. Гейтсом интерпретация романа, в которой явственно ощущается преемственность с радикальным афроцентризмом 1960-х гг. и с ревизией феномена аболиционизма в афроамериканских исследованиях 1990-2000-х гг.

9. Панова О.Ю. Реальность и художественный вымысел: дядя Том и его прототип // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2018. – № 6. – С. 117-130. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realnost-i-hudozhestvennyy-vymysel-dyadya-tom-i-ego-prototip (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: Автор замечает, что роман «Хижина дяди Тома, или Жизнь среди униженных» воспринимался самой писательницей, его читателями и критиками не столько как художественный текст, сколько как свидетельство, коллекция правдивых историй, отражающих реальность. Эта установка была характерна для аболиционистской литературы, в пропагандистских целях всегда настаивавшей на абсолютной правдивости и реальности рассказанного в тексте.

10. Панова О.Ю. Негритянская литература США 18 – начала 20 века: проблемы истории и интерпретации : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Панова О.Ю. ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2014. – 40 с. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. гос. б-ки. URL: https://dlib.rsl.ru/01005546758 (дата обращения: 01.04.2022).

11. Удлер И.М. Афроамериканские "Невольничьи повествования" как документальный источник истории рабства в США // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 5 (143). – С. 118-123. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/afroamerikanskie-nevolnichi-povestvovaniya-kak-dokumentalnyy-istochnik-istorii-rabstva-v-ssha (режим доступа: 01.04.2022).

Аннот.: Отмечено, что в ответ на взрыв негодования южных плантаторов, обвинявших автора нашумевшего романа «Хижина дяди Тома» в чудовищной клевете, Г. Бичер-Стоу опубликовала «Ключ к роману «Хижина дяди Тома». В этой книге были представлены различные документальные источники романа: «рабские кодексы», законодательные акты, газетные публикации о продаже рабов на аукционах, объявления о розыске беглых рабов, об убийствах рабов, судебные отчеты.

12. Щербакова О. Источники романа г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» / Щербакова О., Удлер И.М. // Мировая литература в контексте культуры. – 2007. – № 2. – С. 259-264. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-romana-g-bicher-stou-hizhina-dyadi-toma (дата обращения: 01.04.2022).

Аннот.: В статье говорится о том, что роман «Хижина дяди Тома» – один из тех романов, который оказал огромное влияние на историю американского общества и американскую литературу. По популярности у американских читателей XIX в. и по общему тиражу эту книгу превосходила лишь Библия. Роман стал первым бестселлером в мировой литературе.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]