ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 41854

№ 41854  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день! Благодарю вас за ответ на мой прошлый вопрос (№ 41806), теперь хотелось бы уточнить, есть ли какая-то информация об изображении насекомых и\или бабочек непосредственно на фарфоре. Заранее спасибо за ответ.
Ответ: Здравствуйте. К сожалению предоставить Вам список литературы в полном объеме по Вашему запросу в рамках Виртуальной службы не представляется возможным, т. к. он требует углубленного разыскания. Предлагаем следующую информацию в дополнение к запросу (№ 41806) (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ Elibrary.ru, НЭБ КиберЛенинка, НЭБ, ЭК РГБ. ЭК РНБ):

1. Булгакова А. От Мейсена и Севра до Делфта и Лиможа: хрупкая красота фарфора: выставка европейской и восточной керамики из БСИИ ASG // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2016. – № 2 (14). – С. 132-150. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-meysena-i-sevra-do-delfta-i-limozha-hrupkaya-krasota-farfora-vystavka-evropeyskoy-i-vostochnoy-keramiki-iz-bsii-asg (дата обращения: 21.02.2023).

Из содерж.: Последним декоративным изобретением руанских мастеров был «decor a la согпе», состоящий из рогов изобилия, наполненных чудесными цветами. Кроме того, цветы «разбрасывались» по всей поверхности предмета, а между ними изображались бабочки и насекомые. Поражает богатство форм руанской продукции. Здесь производили столовые сервизы, чашки. Например: Фигурное белое блюдо под супницу, декорированное в стиле итальянской майолики эпохи Возрождения. Борта изделия обрамлены зубчатым голубым орнаментом с добавлением растительных мотивов. Блюдо украшено медальонами с античными персонажами, крылатыми существами, морскими обитателями, птицами и бабочками.

2. Буянова Е.С. Насекомые как часть природного мира в искусстве фарфора Западной Европы // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура», 25 ноября 2020 г. В 5 ч. Ч. 1. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, дизайн: традиционные и инновационные концепции : междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель, 2021. – С. 22-24. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46170233_47927224.pdf (дата обращения: 21.02.2023). – Доступ после регистрации.

3. Карякина Т.Д. Европейский фарфор эпохи Просвещения // Вестник Московского университета. Серия 8, История. – 2008. – № 3. – С. 74-86. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-farfor-epohi-prosvescheniya (дата обращения: 21.02.2023).

Аннот.: В зоологических атласах XVIII в., как правило, присутствовал раздел, посвященный энтомологии, в котором даны скрупулезно точные зарисовки различных насекомых, поражающих красотой и гармонией своих форм и окраски. В фарфоровых композициях привлекает внимание изображение различных насекомых: жуков, пчел, гусениц. Пестрые бабочки, мотыльки, жуки, муравьи стали главными мотивами декора фарфоровых предметов.

4. Карякина Т.Д. Кунсткамеры и их влияние на оформление западноевропейского фарфора первой половины XVIII века. - DOI 10.25629/HC.2019.02.01 // Человеческий капитал. – 2019. – № 2 (122). – С. 9-15. – Электрон. копия доступна на сайте журн. URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/02/201902_009-015.pdf (дата обращения: 21.02.2023).

Аннот.: В статье автор анализирует разнообразный художественный материал, делая особый акцент на произведениях западноевропейского фарфора: немецкого, австрийского, итальянского. Приведены примеры изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры, Венской фарфоровой мануфактуры, фабрики в Доччиа. Например на мануфактуре Доччиа (Италия) в 1746 года был выполнен лоток, украшенный сложной полихромной росписью (Kr?ftner, 2005, p. 268). В живописной композиции среди зеленых листьев зритель видит ящерицу, змейку, улитку, трех пестрых бабочек и пчелу. На Мейсенской мануфактуре выполнялись фарфоровые композиции, включающие изображения различных насекомых: жуков, пчел, гусениц и др.

5. Кондратова А.О. Особенности стиля и декора керамических изделий Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912) // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-3 (13). – С. 74-80. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stilya-i-dekora-keramicheskih-izdeliy-yaponii-epohi-meydzi-1868-1912 (дата обращения: 21.02.2023).

Из содерж.: В 1880 - 1890-е годы появляются росписи с мелким цветочным узором, изображениями миниатюрных птиц, бабочек. В таком стиле исполнен декор чашки с изображением бабочек внутри. Илл.13. Чаша с декором из мелких бабочек, 1890-е гг. Кинкодзан Собэй VII, Киото, Япония. Керамическая масса, глазурь, роспись, позолота. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

6. Люй Цзечжан. Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Люй Цзечжан ; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2008. – 23 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003168172?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 21.02.2023).

7. Ляхова Л.В. Мейсенский фарфор с росписью по гравюрам Я. Хофнагеля: пантеизм XVI века и его трансформация в рамках культурного универсума XVIII столетия // Новое искусствознание. – 2020. – №2. – С. 73-77. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meysenskiy-farfor-s-rospisyu-po-gravyuram-ya-hofnagelya-panteizm-xvi-veka-i-ego-transformatsiya-v-ramkah-kulturnogo-universuma (дата обращения: 21.02.2023).

Аннот.: В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся два предмета из фарфорового чайного сервиза Мейсенской мануфактуры около 1740 г. (чайник и сахарница с крышками со следами старой грубой реставрации, инв. №№ ГЧ-1403, ГЧ-1407, ранее не публиковались (Илл. 1, 3) с росписью насекомых и моллюсков по гравюрам этого мастера. Серия гравюр называлась «Прообразы...». Дано подробное описание серии.

8. Сунь Вэнь. Стиль дизайна фарфоровой пластики Цзиндэчжэня в раннем Новом Китае (1949-1978) / Вэнь Сунь, В.Е. Калашников // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2022) : сб. материалов Междунар. науч.-техн. конф. – Москва, 2022. – С. 327-329. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49914583_25950448.pdf (дата обращения: 21.02.2023). – Доступ после регистрации.

Аннот.: Искусство фарфоровой пластики Китая имеет долгую историю развития и разные характеристики в сменяющие друг друга периоды. Керамика в полной мере отражает для будущих поколений особенности времени и его социальные проблемы

В статье рассмотрены социальные и культурно-исторические аспекты формирования стиля фарфоровых изделий крупнейшего центра прикладного искусства Китая в период первых послевоенных десятилетий. Оформление многих керамических изделий основано на мотиве бабочек. Бабочки имеют уникальную интерпретацию как образ мира и свободы.

9. Ткаченко А.В. Художественная керамика : учеб. пособие для вузов / А.В. Ткаченко, Л.А. Ткаченко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт ; Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019. – 243 с.

Предлагаем также просмотреть содержание издания:

10. Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (Вестник РГХПУ) : электрон. науч.-аналит. журн. по вопросам искусствознания. – URL: https://xn----7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/364/ (дата обращения: 21.02.2023).
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]