ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


06.05.2024


C праздником!
Служба не работает 9 мая.
БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 42404

№ 42404  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


ДД! Необходима литература для написания работы по теме: "Интерпретация образа Тамары из оперы Рубинштейна "Демон". Заранее, благодарю.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РГБ, РНБ):

1. Алексеев А.Д. Антон Рубинштейн / Алексеев А.Д. – Москва : Музгиз, 1976. – 45 с.

2. Горячих В.В. А.Г. Рубинштейн. Творчество : ист.-аналит. очерк / В.В. Горячих ; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург : Скифия принт, 2015. – 61 с. – Библиогр.: с. 61 и в подстроч. прим.

3. Данилова Н.Ю. Лермонтов и музыка // Acta eruditorum. – 2013. – Вып. 12. – С. 53-60. – Электрон. копия доступна на сайте Рус. христиан. гуманитар. акад. URL: https://rhga.ru/upload/iblock/43a/43acbb3c47d58dd66db3b51dee148b95.pdf#page=53 (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: В статье, в частности, анализируется интерпретация образа Тамары в опере Рубинштейна.

4. Маркова Т.Н. Музыкальные интерпретации поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" (опера А. Г. Рубинштейна и балет С. В. Жукова) / Маркова Т.Н., Хайдарова Д. // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. – 2018. – № 4. – С. 108-115. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-interpretatsii-poemy-m-yu-lermontova-demon-opera-a-g-rubinshteyna-i-balet-s-v-zhukova (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: В системе интермедиальных отношений осуществляется перевод с одного художественного язык на другой; вследствие взаимодействия разных видов искусств происходит их взаимообогащение, в том числе и на смысловом уровне. В настоящей статье анализируются две музыкальные интерпретации поэмы М. Ю. Лермонтова, в т.ч. образа Тамары, осуществленные композиторами А. Г. Рубинштейном (опера «Демон», 1872) и С. В. Жуковым (балет «Фатум», 1998).

5. Николаева О.Е. Особенности интерпретации замысла поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в либретто одноименной оперы А.Г. Рубинштейна // Филологический аспект. – 2018. – № 11 (43). – Электрон. копия доступна на сайте науч.-изд. центра Открытое знание. URL: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-interpretatsii-zamysla-poemy-myu-lermontova-demon-v-libretto-odnoimennoj-opery-ag-rubinshtejna.html (дата обращения: 19.04.2023).

6. Петухова С.А. "Демон" и демоническое: опера Антона Рубинштейна и ее интерпретаторы // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2021. – № 5 (76). – С. 120-137. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demon-i-demonicheskoe-opera-antona-rubinshteyna-i-ee-interpretatory (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: В статье сделана первая попытка рассмотреть сценическое бытование оперы, опираясь на критические отзывы разных лет. Ее интерпретации, в т.ч. образа Тамары, в основном затронули создание демонической атмосферы и соответственной стилистики как в партии главного героя, так и в общем художественном оформлении спектаклей.

7. Полтавец М.?А.?Гибель Тамары как нравственная смерть Демона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2022. – № 3. – С. 38-42. – Электрон. копия доступна на сайте Воронеж гос. ун-та. URL: http://jour.vsu.ru/wp-content/uploads/vestnik-fil-zhur-2022-3-1.pdf#page=39 (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: В статье приводится история создания перевода либретто «Демон» П.А. Висковатова/А.Г. Рубинштейна на немецкий язык, проводится сопоставительный анализ последних сцен оригинального либретто и немецкого перевода, выполненного А. фон Офферманом. Особое внимание уделяется идейному пафосу ключевых сцен немецкого либретто, концептуализирующих идею нравственной гибели Демона как следствия физической гибели Тамары.

8. Полтавец М.А. Два "Демона": история создания либретто и постановок опер по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2022. – № 1. – С. 84-90. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-demona-istoriya-sozdaniya-libretto-i-postanovok-oper-po-odnoimennoy-poeme-m-yu-lermontova-demon (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: В результате исследования доказано, что автором либретто 1860 г. был писатель-либреттист В. А. Соллогуб. Отмечается своеобразное сотрудничество либреттиста П. А. Висковатова и композитора А. Г. Рубинштейна в 1871 г. В работе указывается факт обращения композиторов А. Г. Рубинштейна и В. А. Фитингоф-Шеля к творчеству К. К. Павловой, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, приводятся ранее неизвестные причины отказа Дирекции Мариинского театра в постановке опер А. Г. Рубинштейна и Б. А. Фитингоф-Шеля в 1871 г. и последующего изменения названия оперы последнего («Тамара»). Теоретическая и/или практическая значимость. Проделанные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении текстов либретто, а также при сравнительном анализе поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» и одноимённых либретто.

9. Рогова О.А. "Тамара" Б.А. Фитингофа-Шеля: на пути к жанру русской лирической оперы // Музыкальное искусство: вопросы теории, истории, практики : сб. ст. / отв. ред. И.А. Корсакова. – Москва, 2018. – С. 87-111.

10. Скирдова А.А. «Демон» М.Ю. Лермонтова и А.Г. Рубинштейна: диалог двух великих художников // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 2. – С. 22-26.

11. Скирдова А.А. Лирические оперы А.Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Скирдова А.А. ; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. – Ростов-на-Дону, 2011. – 29 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004565?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.04.2023).

12. Скирдова А.А. Лирические оперы А. Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра : [монография] / А.А. Скирдова ; Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2014. – 122 с., [13] л. : ноты, табл.

13. Сокольская А.А. Оперный текст как феномен интерпретации : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Сокольская А.А. ; Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова. – Казань, 2004. – 20 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002734237?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.04.2023).

Аннот.: Материалом для анализа послужила, в том числе, опера Рубинштейна «Демон».

14. Хайдарова Д.Е. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" в музыкальной интерпретации А.Г. Рубинштейна // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 4–5 апр. 2017 г. : сб. ст. – Нижневартовск, 2017. – Ч. 5. – С. 669-672. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30131558_34056985.pdf (дата обращения: 19.04.2023). – Доступ после регистрации.

15. Шейн С. «Демон» А.Г. Рубинштейна / С. Штейн. – Москва : Музгиз, 1961. – 78 с.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]