ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


27.04.2024

C праздником!
Служба не работает 1 мая.

БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 43438

№ 43438  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день!
Готовлю работу по темам "Русское искусство книги и гравюра в 1900-1920-х годах. От "Мира искусства" до Фаворского" и "Творчество Жоржа Руо". Помогите, пожалуйста, с подбором литературы.
Спасибо!
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РГБ):
1. Арутюнян Ю.И. Книга как комплекс: проблема движения в теоретическом наследии В. А. Фаворского // Актуальные проблемы монументального искусства : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 12–13 марта 2021 г. / под ред. Д.О. Антипиной. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 16-23. – Электрон. копия сборника доступна на портале TEHNE. URL: https://tehne.com/library/aktualnye-problemy-monumentalnogo-iskusstva-sbornik-nauchnyh-trudov-s-peterburg-2021?ysclid=lorjv4rijr904933915 (дата обращения: 09.11.2023).
Аннот.: В теоретическом наследии В.А. Фаворского вопросы о пространственно-временных характеристиках комплексного искусства книги излагаются в ряде отдельных текстов: в развернутом учении о композиции, в отдельных работах о средствах выразительности, в сочинении о детской книге, в заметках о собственных произведениях. Автор вводит концепцию пространственно-временного континуума, указывая на дискретность структуры, рассматривает диалог поверхности и глубины, выделяет аспект движения как ключевой при оформлении книги. Для В.А. Фаворского соотношение вербального и визуального, пространственного и временного, поверхностного и глубинного выражает суть искусства книги.
2. Баженова А.Е. Истоки формирования стиля в книжной графике объединения "Мир искусства" // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч., Вологда, 23 дек. 2015 г. – Вологда, 2015. – Ч. 3. – С. 125-127. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25086648_10586068.pdf (дата обращения: 09.11.2023). – Доступ после регистрации.
3. Васильев В.И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты : XVIII – начало XXI вв. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Васильев В.И. ; Моск. гос. ун-т печати. – Москва, 2005. – 100 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003264349?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.11.2023).
4. Герчук Ю.Я. Русское книжное искусство на переломе времен (1918-1923) // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2008. – № 22. – С. 643-657. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-knizhnoe-iskusstvo-na-perelome-vremen-1918-1923 (дата обращения: 09.11.2023).
5. Григорьева А.А. Экслибрисы художников «Мира искусства» // Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27–29 окт. 2021 г. – Москва, 2021. – С. 49-52. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47688122_44075143.pdf (дата обращения: 09.11.2023). – Доступ после регистрации.
Аннот.: Данная статья посвящена исследованию экслибрисов художников объединения «Мир искусства». Цель исследования — установить значение книжных знаков мирискусников в развитии искусства книги.
6. Кошкина О.Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2014. – № 5 (36). – С. 117-129. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-vizualnoe-otrazhenie-osnovnoy-idei-literaturnogo-proizvedeniya (дата обращения: 09.11.2023).
Аннот.: Статья рассматривает концепцию книжного иллюстрирования как визуального отражения главной идеи литературного произведения. Акцентируются особенности истории отечественного иллюстрирования на протяжении ХХ века как творческой проблемы, в том числе в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и продолжателя основ искусствознания книги В. Фаворского. Показана преемственность развития искусства иллюстрации и установлен приоритет синтеза искусств в оформлении книги. Исследованы особенности интерпретации литературного текста через отличительные свойства языка книжной графики. Утверждена ценность творческого наследия ряда отечественных художников как иллюстраторов, вышедших за рамки буквального копирования литературного текста.
7. Красовицкая Л.М. Детская книжная графика 1920-х годов в свете её художественных ориентаций // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 110-115. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-knizhnaya-grafika-1920-h-godov-v-svete-eyo-hudozhestvennyh-orientatsiy (дата обращения: 09.11.2023).
8. Мозохина Н.А. Издательский проект художников объединения "Мир искусства" // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 34(171). – С. 163-167. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izdatelskiy-proekt-hudozhnikov-obedineniya-mir-iskusstva?ysclid=lorjzjv3sc547063861 (дата обращения: 09.11.2023).
Аннот.: В статье на основе новых архивных материалов исследуется история сотрудничества художников объединения «Мир искусства» с издательством открытых писем при Общине св. Евгении. На конкретных примерах рассматривается влияние художественно-эстетических взглядов А. Н. Бенуа на издательскую деятельность Общины, определившее во многом логику ее дальнейшего развития. Эта деятельность распознается как эстетический проект, с одной стороны, вдохновленный эпохой модерна, а с другой, противостоящий массовизации культуры
9. Фомин Д.В. Проблемы книжной иллюстрации в книговедческих дискуссиях 1920-1930-х годов // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2017. – № 1. – С. 38-46.
Аннот.: В статье рассматриваются суждения книговедов, искусствоведов, филологов, художников 1920-х – начала 1930-х гг. о природе и назначении книжной иллюстрации, споры о целесообразности ее присутствия в книге, адресованной взрослой аудитории. Используя системный подход к явлениям «книговедческого знания», автор сопоставляет хрестоматийные и малоизвестные высказывания ученых и мастеров искусства, выявляет в них неожиданные точки соприкосновения. В статьях и книгах филологов Ю. Н. Тынянова и В.Б. Шкловскиого, книговедов А.А. Сидорова и Г.А. Брылова, художников В.А. Фаворского, В.М. Конашевича, В.Н. Масютина, В.А. Милашевского представлен широкий спектр диаметрально противоположных мнений о насущных проблемах и перспективах развития иллюстративного искусства. Но большинство оппонентов объединяет неприятие рисунка, слишком буквально соотнесенного с текстом, они высказываются за более сложные и современные принципы сосуществования в книге вербального и визуального начал. Многие положения дискуссии почти вековой давности представляют существенный интерес и для сегодняшних практиков книжного дела.
10. Фомин Д.В. Тема искусства книги на страницах журналов 1920-х годов // Библиография. – 2018. – № 4(417). – С. 136-149.
Аннот.: В статье характеризуется деятельность нескольких отечественных производственно-технических и критико-библиографических журналов 1920-х гг., внёсших наиболее существенный вклад в теоретическое осмысление проблем книжно-оформительского искусства. Автор стремится анализировать не только конкретные публикации такого плана, но и общее направление того или иного издания, состав его авторов и сотрудников, соответствие содержания журнала его внешнему облику. В некоторых случаях с помощью архивных материалов прослеживается история интересных, но по разным причинам нереализованных замыслов. В совокупности рассмотренные в данной статье журналы являются исключительно ценным источником для изучения истории искусства книги и «художественного книговедения».
11. Фомин Д.В. Эволюция оформления книги в 1920-х – начале 1930-х гг. Традиции и новаторство : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Фомин Д.В. ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва, 1999. – 16 с. Шифр хранения: FB 9 01-4/2427-8.

***
12. Певнева Н.Ю. Религиозный символизм в творчестве Жоржа Руо // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 171-175. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-simvolizm-v-tvorchestve-zhorzha-ruo (дата обращения: 09.11.2023).
Аннот.: Дана краткая характеристика религиозного символизма в творчестве Ж. Руо. Рассмотрены основные темы и образы, а также наиболее важные аспекты его искусства: органичное сочетание экспрессионистических тенденций и традиций прошлого, новаторских экспериментов и духовно-философских поисков. Определён вклад художника в возрождение католичества и религиозного искусства Франции на рубеже XIX-XX вв.
13. Хадеева Н.Ю. Мотивы традиционной евангельской иконографии и ее интерпретация в искусстве Жоржа Руо // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 8 (83). – С. 78-81. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-traditsionnoy-evangelskoy-ikonografii-i-ee-interpretatsiya-v-iskusstve-zhorzha-ruo (дата обращения: 09.11.2023).
Аннот.: Рассмотрены мотивы евангельской иконографии и особенности ее интерпретации в творчестве Руо, проанализированы его картины на традиционные христианские сюжеты и полотна, связанные с Евангелием ассоциативно. Освещена связь живописной техники художника с церковным витражом и византийскими мозаиками и фресками; рассмотрен графический цикл «Мизерере и война», в котором черты евангельской иконографии нашли наиболее яркое и полное отражение.
14. Хадеева Н.Ю. Религиозная тема во французской живописи конца XIX – первой половины XX веков: на примере творчества Поля Гогена, Мориса Дени и Жоржа Руо : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Хадеева Наталья Юрьевна ; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств]. – Москва, 2014. – 30 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005548259?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.11.2023).
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]
Оценка ответа:
оценки отсутствуют

Обратная связь

Оцените ответ:
Ваши комментарии для библиографа:

Уважаемые читатели!
Если вы хотите уточнить запрос, то сделайте это через форму подачи запроса
в соответствии с правилами Службы.