ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


06.05.2024


C праздником!
Служба не работает 9 мая.
БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 41280

№ 41280  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Доброго времени суток. Необходима помощь в подборе литературы на тему: "блюз в контексте развития европейского музыкального искусства 20 века". Заранее благодарю!
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы следующий список литературы (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ Elibrary.ru, НЭБ КиберЛенинка, НЭБ, ЭК РГБ):

1. Байдаури Н.Н. Становление жанров госпел, блюз и джаз в развитии эстрадно-джазового исполнительства / Байдаури Н.Н., Чхетиани Н.С. // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2022. – № 1/4 (81). – С. 7-11. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47994819_48601510.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – Доступ после регистрации.

Аннот.: Данная статья посвящена анализу тенденций в эстрадно-джазовом исполнительстве XX-XXI веков, в частности развитию истоков Ритм-энд-Блюз и трансформации данного музыкального жанра по сегодняшний день. Термин «ритм-н- блюз», часто называемый «R&B», возник в 1940-х годах, когда он заменил «расовую музыку» в качестве общего маркетингового термина для всей афроамериканской музыки и на сегодняшний день данный жанр перешел в современный R&B.

2. Бельтюков А.О. Специфика и основания массовой музыкальной культуры XX в. // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – С. 398-401. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-osnovaniya-massovoy-muzykalnoy-kultury-xx-v (дата обращения: 16.12.2022).

Аннот.: Как и свинг, рок-н-ролл стал интернациональным явлением, но особенно сильно он повлиял на становление массовой музыки Великобритании в 60-е гг. – биг-бита, блюз-рока, арт-рока. Творчество ансамблей «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флоид», «Лед Зеппелин», «Кинг Кримсон» и многих других относится к высшим достижениям рок-музыки, является значимым вкладом в мировую музыкальную культуру. В конце 60-х - начале 70-х помимо Великобритании и США в этот процесс включаются страны Западной Европы, Мексика, Ямайка. Затем стилевые элементы блюза, джаза, рока проникают в популярную музыку стран Восточной Европы, СССР, Японии, Южной Кореи, порождая зачастую самобытные национальные ответвления, которые тем не менее редко выходят на интернациональный уровень.

3. Бельтюков А.О. Стилевой генезис массовой музыкальной культуры XX века: на примере США и Великобритании : автореф. дис. ... канд. культурологии / Бельтюков А.О. ; [Место защиты: Ур. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина]. – Екатеринбург, 2016. – 24 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01006661146?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 16.12.2022).

4. Виниченко А.А. У истоков рока: блюз, кельтская баллада // Современные проблемы науки и образования : сетевое изд. – 2015. – № 2-2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22997 (дата обращения: 16.12.2022).

5. Журба Я.А. К вопросу о влиянии блюза на музыкальное направление рок // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 2 (32). – С. 75-81. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39142865_52593667.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – Доступ после регистрации.

Аннот.: Проведен анализ стилистических характерных черт блюза в рамках выделенного сегмента неакадемической музыки ХХ в.

6. Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.В. Касьянова ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2003. – 22 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002655563?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 16.12.2022).

7. Конен В.Д. Блюзы и ХХ век / В.Д. Конен. – Москва : Музыка, 1980. – 81 с. – Электрон. копия доступна на сайте НЭБ. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000995869/ (дата обращения: 16.12.2022).

8. Назарова Г.Р. Блюз // История джаза на современном этапе развития музыкальной педагогики. Традиции и новаторство : материалы первой студенч. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 22 апр. 2019 г. – Воронеж, 2019. – С. 14-21. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38256136_37326791.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – Доступ после регистрации.

Аннот.: Статья рассказывает о таком важном направлении джазовой музыки, как блюз и его последующем влиянии на развитие джазового искусства. Раскрывается суть художественного и духовного образа жанра, его история, отмечаются его лучшие исполнители и используемый инструментарий. Особо отмечен тот факт, что документальная история блюзового искусства, как молодого жанра, ведет начало только с первых лет прошлого столетия.

9. Назин А.С. Особенности взаимодействия музыкального языка джаза и рок-музыки в XX – начале XXI веков // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2014. – № 2 (31). – С. 132-136. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-muzykalnogo-yazyka-dzhaza-i-rok-muzyki-v-xx-nachale-xxi-vekov (дата обращения: 16.12.2022).

Аннот.: Статья освещает вопрос диалога и синтеза музыкальных языков джаза и рока. Этот вопрос актуален не только в силу того, что подавляющая часть музыкального материала, созданного в конце XX – начале XXI веков, написана на основе африканских блюзовых корней джаза и рока, но и потому, что труды по этому вопросу в отечественной литературе практически отсутствуют. Автор исследует, на каких «уровнях» музыкального языка джазовой и рок- музыки происходит синтез и как он развивался в исторической ретроспективе на основе анализа музыкального материала разных исполнителей.

10. Светлакова Н.И. Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Светлакова Н.И. ; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. – Москва, 2006. – 24 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003268703?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 16.12.2022).

11. Смирнова И.А. Регтайм и блюз в контексте формирования джазового исполнительства // Культура. Наука. Творчество : сб. науч. ст. XІІ междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С. 533-538. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38471172_27386910.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – Доступ после регистрации.

12. Соловьева Е.В. Социокультурный аспект трансформаций рок-н-ролла в 1960-е гг. // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 3. – С. 234-238. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-aspekt-transformatsiy-rok-n-rolla-v-1960-e-gg (дата обращения: 16.12.2022).

Аннот.: Статья посвящена проблеме определения особенностей воздействия музыки эпохи 1960-х гг. на социокультурную сферу. Музыкальный фундамент рок-н-ролла – негритянский ритм-энд-блюз. В ходе работы была выполнена систематизация предпосылок возникновения рок-н-ролла как музыкального жанра и движения в США; выявлен круг особенно значимых в историко-культурном плане музыкальных стилей и направлений эпохи 1950-1960-х гг. в США и Великобритании; обозначены причины и результаты «вторжения» рок-н-ролла как музыкального жанра в Западную Европу.

13. С ыров В.Н. Джаз и европейская традиция // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1 (1). – С. 159-167. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11906990_48965432.pdf (дата обращения: 16.12.2022). – Доступ после регистрации.

Аннот.: В статье раскрываются процессы интеграции джаза и европейской музыкальной традиции. Контакт двух культур рассматривается на различных уровнях и этапах исторического становления джаза. Показано разнообразие стилевых и жанровых форм контакта, их актуальность и плодотворность.

14. Сыров В.Н. Джаз как искусство // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2012. – № 1 (22). – С. 52-56. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhaz-kak-iskusstvo (дата обращения: 16.12.2022).

Аннот.: Джаз представлен как феномен искусства, эволюционирующий от музыки легкожанровой, развлекательной к музыке концертной. Формулируются основные принципы этого искусства: синкретизм композиторского и исполнительского, перефразирование заимствованного материала, импровизация. Рассматриваются музыкально-выразительные элементы джаза: свинг, драйв, «горячее» звучание, ладовая основа, связанная с блюзом. Показан интегрально-нерасчленимый характер джазового звукового комплекса.

15. Якименко Н.С. Блюз и гитарное исполнительство: к вопросу о взаимовлиянии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2011. – № 2 (18). – C. 57-59. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blyuz-i-gitarnoe-ispolnitelstvo-k-voprosu-o-vzaimovliyanii (дата обращения: 16.12.2022).

Аннот.: В статье рассматривается влияние гитарного исполнительства на формирование блюза, и то, как в свою очередь блюз воздействовал на гитарную школу. Обозначены основные тенденции.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]