ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 41576

№ 41576  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте!Помогите пожалуйста найти информацию по поводу проблем историографии в советском кинематографе и насколько обширна представлена историография о кинематографе советского периода
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы следующий список литературы (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ Elibrary.ru, НЭБ КиберЛенинка, ЭК РНБ, ЭК РГБ):

1. Ананьев Д.А. Великая Отечественная война в освещении советского и российского кинематографа: основные тенденции и проблемы // Международный журнал исследований культуры. – 2020. – № 4 (41). – С. 26-39. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-osveschenii-sovetskogo-i-rossiyskogo-kinematografa-osnovnye-tendentsii-i-problemy (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Цель статьи – проследить основные тенденции и особенности освещения «военной темы» в советском и российском кинематографе; выяснить, какие проблемы, с ней связанные, вызывали наибольший интерес у авторов кинопроизведений.

2. Байкина М.Н. Советский кинематограф 20–30-х гг. в публицистике М. Е. Кольцова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2012. – № 13 (93). – С. 183-191. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-kinematograf-20-30-h-gg-v-publitsistike-m-e-koltsova-1 (дата обращения: 25.01.2023).

3. Горбачев О.В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. – Екатеринбург, 2015. – Вып. 15. – С. 126-136. – Электрон. копия доступна в Электрон. науч. архиве Урал. федерал. ун-та. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/32956 (дата обращения: 25.01.2023).

4. Кальянов А.Ю. Кинематографическая и фотографическая хроника в политической и культурной жизни Петрограда в 1917-первой половине 1918 годов : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Кальянов А.Ю. ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 1997. – 18 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000038624?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 25.01.2023).

5. Колесникова А.Г. Образ советского прошлого в игровом кино эпохи перестройки // Манускрипт. – 2021. – № 10. – С. 2029-2032. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskogo-proshlogo-v-igrovom-kino-epohi-perestroyki (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Научная новизна заключается в том, что исследований данной проблематики в отечественной историографии практически не представлено.

6. Колесникова А.Г. Репрезентация холодной войны в советском игровом кино: конъюнктура и историческая память // Манускрипт. – 2021. – № 12. – С. 2507-2511. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-holodnoy-voyny-v-sovetskom-igrovom-kino-konyunktura-i-istoricheskaya-pamyat (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Исследования проблемы исторической памяти в отечественной историографии носят выборочный, фрагментарный характер и затрагивают в основном тему Великой Отечественной войны, не касаясь вопросов возникновения и функционирования образа холодной войны. В статье выделяются и рассматриваются механизмы репрезентации (способы и средства) холодной войны, которые имели место быть в советском игровом «шпионском» кино. Кроме того, кратко характеризуется тот многогранный образ, который был создан при помощи художественных средств киноискусства; в статье исследуется и то, как события холодной войны преломляются в фильмах актуально (сиюминутно) и ретроспективно, задействуя механизмы исторической памяти.

7. Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4. – С. 147-155. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vzaimootnosheniy-otechestvennogo-kinematografa-so-zritelskoy-auditoriey (дата обращения: 25.01.2023).

8. Рябчикова Н.С. Первые годы советского кино и проблемы историографии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 9. – С. 173-175. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-gody-sovetskogo-kino-i-problemy-istoriografii (дата обращения: 25.01.2023).

9. Слесарчук В.А. Советский кинематограф как исторический источник в современной отечественной историографии // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. – 2022. – Т. 32, № 6. – С. 1339-1349. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50057079_59723794.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Статья посвящена проблеме использования советского художественного кинематографа в качестве исторического источника в современной отечественной историографии. Целью исследования является определение основных тенденций и направлений в данной области. Автор рассматривает варианты методологических приемов и основные затрагиваемые исследователями проблемы, вычленяя работы именно исторического направления. Выделяются следующие подходы в трудах исследователей: изучение кино в качестве источника повседневной и политической истории отдельно взятой эпохи; кино как своего рода «зеркало» времени своего создания; кинематограф как инструмент официальной партийной идеологии; отражение в кино доминирующих в обществе взглядов на знаковые события отечественной истории; кино как воспитатель, посредством которого партия и правительство предлагали модели «правильного» и «неправильного» поведения; создание посредством языка кино актуального образа врага.

10. Усувалиев С.И. Бинарная оппозиция "традиции – новаторство" в первых историях советского кино Н. М. Иезуитова и Н. А. Лебедева // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2019. – № 2. – С. 128-147. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/binarnaya-oppozitsiya-traditsii-novatorstvo-v-pervyh-istoriyah-sovetskogo-kino-n-m-iezuitova-i-n-a-lebedeva (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Статья посвящена развитию одного из ключевых нормативных понятий социалистического реализма «традиции и новаторство» на материале первых историй советского кино: «Истории советского киноискусства» Н.М. Иезуитова и «Очерков истории кино в СССР» Н.А. Лебедева. Считается, что пионером ее использования (в «истории» кино) был киновед Н. Лебедев, поскольку его «Очерки истории кино в СССР» 1947 г. были первой (опубликованной) историей советского кинематографа. Рукопись «История советского киноискусства» (крайняя дата написания 1941 г.) Н. Иезуитова (1899-1941) так и не была опубликована, хотя фактически это первая история советского кино. Сравнение «историй» двух основоположников отечественного киноведения позволит проследить развитие формулы «традиции новаторство» на материале истории советского кино. Главное внимание уделено рукописи Н. Иезуитова, одной из первых фундаментальных историй советского кино, до сих пор не введенной в научный оборот.

11. Федюк А.В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е - 1930-е гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Федюк А.В. ; [Место защиты: Ин-т истории СО РАН]. – Новосибирск, 2009. – 26 с. – Электрон. копия доступна на сайте РНБ. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bd000285811/view/#page= (дата обращения: 25.01.2023).

12. Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941-1945 годов на рубеже ХХ-XXI веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 78. – С. 123-130. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-istorii-kino-1941-1945-godov-na-rubezhe-hh-xxi-vekov (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: В статье рассматриваются исследования 1990 начала 2000-х годов, посвященные изучению истории кино эпохи Великой Отечественной войны. Выявлены проблематика и особенности данного направления в российской историографии.

13. Юдин К.А. Советская кинополитика на завершающем этапе «холодной войны» (конец 1970 - начало 1990-х гг.) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 4. – С. 98-107. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-kinopolitika-na-zavershayuschem-etape-holodnoy-voyny-konets-1970-nachalo-1990-h-gg (дата обращения: 25.01.2023).

14. Юдин К.А. Кинематографическое искусство в отечественных исследованиях 1920 – начала 1940-х гг. и проблемы современной историографической ретроспекции // Исторический журнал: научные исследования. – 2018. – № 4. – С. 58-70. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograficheskoe-iskusstvo-v-otechestvennyh-issledovaniyah-1920-nachala-1940-h-gg-i-problemy-sovremennoy-istoriograficheskoy (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Предметом исследования выступает кинематографическое искусство как феномен духовной, интеллектуальной культуры в зеркале отечественной историографии и киноведения 1920 – начала 1940-х гг. В работе производится экспертно-аналитическое обобщение созданного историографического задела, установлении степени актуальности и востребованности киноведческих трудов научного и научно-популярного характера. Цель исследования – установление наддискурсивного научно-теоретического потенциала довоенной отечественной историографии киноискусства, особенностей ее влияния на вектор постсоветских изысканий в этой проблемно-тематической области, а также на идейно-эстетический облик современного киноискусства в целом.

15. Юдин К.А. Особенности советской историографии киноискусства довоенного периода (1920-е - конец 1930-х гг.) // На пути к гражданскому обществу : электрон. науч. журн. – 2018. – № 2 (30). – С. 85-93. URL: http://goverment.esrae.ru/95-559 (дата обращения: 25.01.2023).

Аннот.: Предметом исследования выступает кинематографическое искусство как феномен духовной, интеллектуальной культуры в зеркале отечественной историографии и киноведения 1920 - конца 1930-х гг. В работе производится экспертно-аналитическое обобщение созданного историографического задела, установлении степени актуальности и востребованности киноведческих трудов научного и научно-популярного характера. Критическому рассмотрению подвергается широкий корпус историко-киноведческих публикаций довоенных историков кино, организаторов киноиндустрии, таких как Н. Анощенко, Я. Бруксон, Н. Иезуитов, Л. Кулешов, Н. Рынин, Б. Лихачев. Осуществляется переосмысление наследия партийно-государственных деятелей - В.И. Ленина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской - и их вклада в официальную популяризацию кинематографического искусства.

Являсь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]