ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

Просмотр запроса № 43069

№ 43069  |  распечатать  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте, помогите пожалуйста подобрать литературу по теме "Сравнение эстетики и символизма архитектуры эпох Средневековья и Возрождения". Заранее благодарна.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК ДРУНБ):

1. Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото // Архитектура. История архитектуры: интересно и просто : [сайт]. – 2023. - URL: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/stil-v-arhitekture?ysclid=lmstbbv3py321104671 (дата обращения: 21.09.2023).

2. Гудимова С.А. Алхимические и эзотерические идеи в культуре Возрождения // Вестник культурологии. – 2018. – № 3 (86). – С. 117-141. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alhimicheskie-i-ezotericheskie-idei-v-kulture-vozrozhdeniya (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: В статье рассматривается отношение гуманистов Ренессанса к древним тайным знаниям и трансформация эзотерических идей в эпоху Возрождения. Отмечено, если в Средневековье эзотерические идеи считались ересью, то в эпоху Ренессанса герметизм становится своеобразной интеллектуальной модой. Алхимическая и астрологическая символика проникла и в архитектуру.

3. Гулецки И. Manus Mysterialis: символика формы ренессансной мессы // Opera musicologica. – 2009. – № 1 (1). – С. 32-82. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manus-mysterialis-simvolika-formy-renessansnoy-messy (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: Статья посвящена открытию сакральных символов, запечатленных в форме ренессансной мессы. Эти символы, образуя фундаментальный уровень пятичастного Ординария, не были доступны для восприятия обычных людей и предназначались для круга посвященных. Но именно эти символы являются ключом к установлению корреляции между структурой музыкальной композиции и произведениями изобразительного искусства и архитектуры того времени.

4. Загрядская А.С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2013. – № 4 (29). – С. 189-194. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vektor-preobrazovaniya-hristianskoy-kultury-v-epohu-vozrozhdeniya (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: Рассматривается явление антропоцентризма в восприятии человека эпохи Ренессанса. Культура (в т.ч. архитектура) этой эпохи описывается как реформирование цивилизованной древности на новых основаниях – обращение к античности является не просто подражательной практикой, но существует в синтезе с христианскими ценностями. Ренессанс рассматривается не только как историческая эпоха со своими реалиями, но как культурный механизм, основанный на соединении чувственного и сверхчувственного, традиционного и нового.

5. Мухин А.С. Архитектура и архетип / А. С. Мухин ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2013. – 308 с. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23538892_73408639.pdf (дата обращения: 21.09.2023). – Доступ после регистрации.

Аннот.: В монографии отражены исследования в области семиотики архитектуры. Автор рассматривает процессы, в которых фундаментальную роль в становлении многообразного богатства символических категорий играют архетипы коллективного бессознательного. На материале древних и средневековых культур и цивилизаций, различных исторических эпох показаны возможные пути интерпретации скрытых семантических кодов, спрятанных в глубинах образной системы зодчества и близких ему искусств.

6. Развитие стилей в архитектуре // Искусствоед.ру : сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/08/razvitie-stilej-v-arhitekture/?ysclid=lmstj0e3ez301076209 (дата обращения: 21.09.2023)

7. Сабадаш Ю.С. Маньеризм как "эклектичный" гуманизм (ренессансные процессы в Италии в условиях конца XVI в.) / Сабадаш Ю.С., Пахоменко С.П. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. – 2017. – № 15. – С. 148-156. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manierizm-kak-eklektichnyy-gumanizm-renessansnye-protsessy-v-italii-v-usloviyah-kontsa-xvi-v (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: Проанализирован процесс деформации «классического» гуманизма и становление концепции «эклектичного гуманизма», примером которого является маньеризм. Именно в этом художественном направлении отразилось столкновение гуманистических идеалов с социальными реалиями (уничтожение свободных городов-коммун, формирование монархий, реформация и контрреформация и др.). Гуманистическое содержание искусства подменяется субъективизмом, формальным изяществом, декоративизмом, аллегоризмом и символизмом. Отмечено, что в сложных условиях внутренних противоречий в Италии конца ХVI века возникает такое специфическое явление, как маньеризм – вычурность, манерность, искусственность и жеманность, – отражавшее важные изменения в итальянской культуре. Маньеризм в культуре Ренессанса – это, прежде всего, решение вопроса о соотношении творческого субъекта и созданного им объекта.

8. Сукина Л.Б. Визуальные источники русского Средневековья в историческом исследовании : некоторые методол. наблюдения // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – № 4. – С. 113-132. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-istochniki-russkogo-srednevekovya-v-istoricheskom-issledovanii-nekotorye-metodologicheskie-nablyudeniya (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: Визуальные источники русского Средневековья рассматриваются как тип источников, созданных и функционировавших в дискурсе определенной культуры. В статье анализируются методологические идеи, связанные с проблемами «дешифровки» и интерпретации информации русских и европейских средневековых визуальных источников.

9. Чернышова Э.П. Классицизм в архитектуре: ключевые концепты общечеловеческих представлений / Э. П. Чернышова, В. Е. Чернышов // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS : сб. ст. XXXI Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч., Пенза, 30 апр. 2019 г. – Пенза, 2019. – Ч. 1. - С. 233-237. – Электрон. копия сборника доступна на сайте МЦНС "Наука и Просвещение". URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/05/MK-541-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.pdf?ysclid=lmt7j47q2c5709850 (дата обращения: 21.09.2023).

Аннот.: В статье рассматриваются постепенные этапы развития архитектурных пространств в периоды, предшествовавшие периоду классицизма (Средние века, период Возрождения). Рассмотрено развитие культурно-мировоззренческих идей. Выделены характерные символы архитектурных пространств, характерных для периода классицизма.

10. Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения : [в т.ч. ее проявления в архитектуре] // Беляева Е.В. Эстетика : курс лекций. – 3-е изд. – Минск, 2005. – Электрон. копия доступна на сайте Текст архив ру. URL: https://textarchive.ru/c-1409112-p2.html (дата обращения: 21.09.2023).

Являясь жителем Донецка, Вы можете обратиться за консультацией в отдел научной информации и библиографии ДРУНБ.
[Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской]