ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
45104 45093 8 0 2

Каталог выполненных запросов


Теория и история искусств


№ 45106  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте, нужна литература по теме "Символика изображения коров в искусстве и религии Новгорода". Заранее благодарен)
Ответ: Здравствуйте! Указанная Вами тема носит узкий исследовательский характер и требует углубленного разыскания, что не предусмотрено рамками Виртуальной справочной службы. Для начала работы над темой предлагаем следующий список литературы (источники поиска – ЭК РНБ, ЭКРГБИ, БД НОУНБ, СКС "Краеведение", ИПС Яндекс):
1. Гладышева Е.В. К вопросу о новых иконографических изводах в русском искусстве позднего Средневековья. Иконография святых – покровителей стад в новгородском искусстве второй половины XV — XVI в. и ее литературные источники // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства : материалы Междунар. науч. конф. 1–2 ноября 2005 г. – Москва, 2009. – [Т. 29]. – С. 383-414.
2. Глащинская Л.М. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века // Новгородский исторический сборник. – Новгород, 1938. – Вып. 3/4. – С. 127-134. – Электрон. копия доступна на сайте Новгородской обл. универс. науч. б-ки. URL: https://nounb.ru/other/fbooks/book_0359/files/assets/basic-html/page134.html (дата обращения: 15.05.2024).
Статья посвящена Власию, который считался покровителем домашнего скота. В том числе рассматривается изображение Власия и Спиридона со стадами скота (памятник новгородской станковой живописи XIV века).
3. Грузнова Е.Б. Новгородский змияка-Перун и его аналоги // Rossica Antiqua. – 2010. – № 1. – С. 108-127. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskiy-zmiyaka-perun-i-ego-analogi (дата обращения: 15.05.2024).
В т. ч. о волховской коровнице; по северорусским преданиям хозяином воды считается живущая в водоеме корова или водяной в образе коровы с ее атрибутами – ногами, хвостом, ушами, рогами.
4. Игнашина Е.В. Пресвятая Богородица. Житие в иконе / Е.В. Игнашина, Ю.Б. Комарова. – Москва : Гранд-Холдинг, 2009. – 63 с. : ил.
Клейма 1 и 18 иконы "Рождество Богородицы, с житием Иоакима, Анны и Богородицы" (середина 16 века) из собрания Новгородского музея-заповедника содержат изображения коров.
5. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись / В.Н. Лазарев. – Москва : Искусство, 1969. – 199 с. : ил. – Электрон копия фрагмента книги доступна на сайте Вселенная православия. URL: https://lib.odos.ru/download/icons/1274801032.lazarev.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
В т. ч. об иконе «Святые Власий и Спиридон».
6. Малицкий Н.В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства / Н.В. Малицкий ; [предисл.: С. Быковский]. – [Ленинград] : Огиз, [1932] (тип. им. Ив. Федорова). – Обл., 27, [2] с., 2 с. объявл. : ил. – (Известия Государственной академии истории материальной культуры ; Т. 11, вып. 10. 1932). – Электрон. копия доступна на сайте Президентской б-ки. URL: https://www.prlib.ru/item/829355?ysclid=lw7o1kvgmt770167869 (дата обращения: 15.05.2024).
7. Новгородская богиня с головой и ногами коровы. Не Земун ли? // Subscribe.ru : сайт. – [Б. м.], 1997-2024. – URL: https://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/15474041/ (дата обращения: 15.05.2024).
8. Святые Власий и Спиридон / подгот. Д. Антонов // Arzamas.academy : [сайт]. – [Б. м.], 2024. – URL: https://arzamas.academy/micro/ikona/4 (дата обращения: 15.05.2024).
Статья проиллюстрирована новгородской иконой из собрания Государственного исторического музея «Святые Власий и Спиридон. Новгород, около 1407 года», в нижней части которой можно увидеть изображения быков и коров.
9. Серяков М. Загадка новгородской святой Софии // Богини славянского мира / М. Серяков. – Москва, 2014. – С. 249-288.
Святая София как защитница средневекового Новгорода. Ее корни восходят к языческому культу женского божества Мокоши, которая изображалась в виде коровы. На с. 273 приводится запись легенды о происхождении Перынского скита близ Новгорода, сделанная П. Якушкиным в 1859 г. В данной легенде упоминается так называемая Волховская коровница, или корова.
10. Тарабардина О.А. Об одной археологической находке из коллекции Щитного раскопа в Новгороде // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника / Новгор. гос. объед. музей-заповедник ; сост., ред. Т.Н. Казармщикова, ред. Т.М. Воронина. – Санкт-Петербург, 2015. – 2013. – С. 75-80 : фот.
В 2011 г. на Щитном раскопе обнаружен металлический предмет цилиндрической формы с изображением быка; проводятся аналогии с болгарскими пломбами-печатями с Неревского и Троицкого раскопов.

№ 45058  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


здравствуйте, необходима информация про стилизацию и трансформацию форм в композиции
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Yandex, Гугл Академия, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РНБ, РГБ):
1. Биценко Р.В. Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 1 (41). – С. 134-139. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskie-voprosy-kompozitsionnogo-formoobrazovaniya-v-protsesse-podgotovki-studentov-hudozhestvenno-tvorcheskih-napravleniy (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: Автор подчеркивает важность стилизации и трансформации, которые помогают через реально существующие предметы и их формы передать тот или иной образ.
2. Бурова Т.Ю. Основы формирования композиции для гобелена // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 3 (33). – С. 250-255. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-kompozitsii-dlya-gobelena (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: Отмечается, что композиция для гобелена представляет собой стилизованное изображение элементов и объектов реальной действительности. При этом творческая стилизация является основным приемом формирования композиции.
3. Бурова Т.Ю. Приемы формирования декоративной композиции // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 1 (31). – С. 41-46. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-dekorativnoy-kompozitsii (дата обращения: 07.05.2024).
4. Ганова Т.В. Художественная трансформация как метод декоративного искусства в подготовке будущих художников / Ганова Т.В., Игнатьева А.В. // Искусство – диалог культур : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Грозный, 28-29 октября 2022 г.). – Махачкала : АЛЕФ, ЧГПУ, 2022. – С. 181-186. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50308488_19224069.pdf#page=181 (дата обращения: 07.05.2024). – Доступ после регистрации.
Аннот.: В данной статье обосновывается необходимость включения в профессиональную подготовку будущих художников декоративного искусства освоение ими способов художественной трансформации и практики их применения при создании декоративных композиций. Авторы рассматривают художественную трансформация как метод декоративного искусства, ее отличие от стилизации. Исследуют подходы к организации творческой деятельности по освоению способов художественной трансформации как основы выразительного языка декоративного искусства.
5. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 2004. – 121 с. – Электрон. копия доступна на сайте «Художники.Ру». URL: http://hudogniki.ru/catalog/knigi/Osnovy_kompozitsii_2004.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: В разделе «Средства выражения художественного образа» рассматриваются стилизация и трансформация.
6. Зыков К.Н. Стилизация и трансформация в учебном архитектурном рисунке / К.Н. Зыков, О.Л. Козловская, Р.Р. Прокудина // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии – 2016 : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 27–29 апр. 2016 г. : в 3 т. / под ред. В.Н. Евсеева. – Тюмень, 2016. – Т. 3. – С. 77-81.
7. Ланщикова Г.А. Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании / Ланщикова Г.А., Скрипникова Е.В. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8-5 (50). – С. 48-50. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-i-stilizatsiya-v-hudozhestvenno-kompozitsionnom-formoobrazovanii (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: В статье раскрыта специфика формально-композиционного принципа трансформации и стилизации в изобразительном искусстве и дизайне, дан обстоятельный анализ этих двух принципов. Описаны этапы выполнения задания на трансформацию дерева, начиная с теоретического осмысления объекта, заканчивая его художественно-образным воплощением. В статье подчеркивается особая важность этих композиционных методов в художественной практике различных областей творческой деятельности человека, необходимость их использования в создании выразительного художественного образа.
8. Лукашенкова А.А. Специфика разработки художественно-графического образа средствами стилизации, трансформации // Социальный идентификатор: педагогические науки № 1 : сб. по материалам «I Всерос. науч.-практ. конф. по пед. наукам» – Социального идентификатора – socID.ru, Москва, 1–30 дек. 2015 г. – Москва, 2016. – С. 44-47.
9. Парукова Е.В. Стилизация и трансформация изображения в аспекте восприятия художественного образа // Культура и искусство. – 2023. – № 1. – С. 55-66. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilizatsiya-i-transformatsiya-izobrazheniya-v-aspekte-vospriyatiya-hudozhestvennogo-obraza (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: В статье рассматриваются такие аспекты темы, как понятие стилизации и трансформации, связь стилизации с понятием стиля в изобразительном искусстве, а также ее влияние на восприятие художественного образа. Автор подчеркивает необходимость применения стилизации и трансформации для придан я художественному образу повышенной экспрессии и оригинальности, которые в структуре художественного произведения являются главным средством отражения художественной идеи и неотъемлемой частью при выполнении поставленных композиционных задач.
10. Проблемы стилизации, художественной трансформации и интерпретации в процессе профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства / Т.В. Ганова, А.В. Игнатьева, К.В. Мамонтов, О.Н. Шемягина // Научное мнение. – 2017. – № 7/8. – С. 104-113. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30054108_11077706.pdf (дата обращения: 07.05.2024). – Доступ после регистрации.
Аннот.: В статье раскрываются отличительные особенности стилизации, художественной трансформации и творческой интерпретации в декоративном искусстве. Рассматриваются способности личности, необходимые для решения задач стилизации, трансформации и интерпретации, обосновывается введение этих задач в учебный процесс. Обозначаются проблемы, возникающие у обучающихся при освоении методов художественно-творческого преобразования объекта, при выполнении ими декоративной композиции, в контексте профессиональной подготовки художников декоративного искусства.
11. Салиева Э.Р. Условная стилизация как средство развития абстрактного мышления будущих дизайнеров // Контентус. – 2013. – № 10 (15). – С. 26-30. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uslovnaya-stilizatsiya-kak-sredstvo-razvitiya-abstraktnogo-myshleniya-buduschih-dizaynerov (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: Основной проблемой, встающей перед преподавателем при подготовке будущих дизайнеров, выступает обучение приемам и навыкам творческой деятельности, умению абстрактно мыслить, визуально-графически передавать свою идею. Условно-стилизованное изображение становится одним из наиболее важных путей для получения таких навыков.
12. Соколова Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования // Преподаватель ХХI век. – 2013. – № 4. – С. 194-203. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilizatsiya-kak-vazhneyshiy-printsip-vzaimosvyazi-naturnogo-i-dekorativnogo-risovaniya (дата обращения: 07.05.2024).
Аннот.: В статье рассматривается процесс познания объектов и явлений окружающей действительности через обобщенное видение формы, которое является главным принципом в стилизации. Автор подчеркивает, что метод стилизации использовался и используется на протяжении всего развития изобразительного искусства как важнейший принцип формообразования при выполнении композиций в натурном и декоративном рисовании.
13. Соколова Е.О. Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соколова Елена Олеговна ; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. – Москва, 2015. – 24 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01005559945 (дата обращения: 07.05.2024).
14. Третьякова А.С. Способы создания декоративной композиции // Человек и природа : сб. материалов студенч. науч.-практ. конф., Омск, 1 окт. 2020 г. – Омск, 2020. – С. 167-168. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44657062_16595590.pdf (дата обращения: 07.05.2024). – Доступ после регистрации.
Аннот.: Отмечено, что стилизация и трансформация предметов – основные способы создания декоративной композиции.
15. Чурина К.В. Формирование способностей к стилизации и трансформации предметного мира как основы создания декоративного образа в композиции // Дизайн вчера, сегодня, завтра : сб. ст. по материалам регион. форума студентов и магистрантов, Нижний Новгород, 28–29 нояб. 2017 г. – Нижний Новгород, 2017. – С. 61-65.
Аннот.: Статья посвящена проблеме формирования способностей к стилизации и трансформации предметного мира как основы создания декоративного образа в композиции. Раскрыты основные понятия стилизации, трансформации и декоративности и их роль в «переработке» окружающей действительности и создании нового (декоративного) композиционного решения будущими художниками, дизайнерами и архитекторами.

№ 44978  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день! Я пишу курсовую работу и ищу литературу по теме "Символизм как метод анализа французской живописи 19 века". Пожалуйста, помогите с поиском !
Ответ: Здравствуйте. Выявить источники в строгом соответствии с формулировкой, к сожалению, не удалось Возможно, Вам будут полезны следующие публикации (источники поиска – ЭК ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского ; ИПС Yandex):
1. Ванслов В.В. Искусствознание и критика : методологические основы и твоpческие пpоблемы / В.В. Ванслов ; Акад. художеств СССP, HИИ теоpии и истории изобpазит. искусств. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 127 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф 506).
2. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве : Франция и Бельгия, 1870-1900 / В. А. Крючкова ; [НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. – Москва : Изобразит. искусство, 1994. – 269 с.
3. Орлов И.И. Философско-эстетическое мировосприятие французских символистов конца XIX – начала XX в. как художественный способ познания мира // Манускрипт. – 2020. – № 11. – С. 221–225. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-esteticheskoe-mirovospriyatie-frantsuzskih-simvolistov-kontsa-xix-nachala-xx-v-kak-hudozhestvennyy-sposob-poznaniya-mira (дата обращения: 27.04.2024).
4. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании : ст. разных лет / В.Н. Прокофьев ; вступ. ст. А. Д. Чегодаева. – Москва : Советский художник, 1985. – 301 с.
5. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века / В.И. Раздольская. – Ленинград : Искусство, 1981. – 319 с. – Электронная копия доступна на сайте социал. сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/doc-91387930_522206399?hash=NyTVXqngasZjcqIjxqKaQ19VjLq1l3I5fDZzTvSh8bk&dl=2ZvZAMQ25ueJdKPtVSzaBoKYZ0la3UOMLvnoNMuA7ls (дата обращения: 27.04.2024).
6. Светлов И.Е. Проблемы символизма в интерпретации Валентины Крючковой // Художественная культура. – 2020. – № 1. – С. 28–43. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-simvolizma-v-interpretatsii-valentiny-kryuchkovoy (дата обращения: 27.04.2024).
7. Связь времен: история искусств в контексте символизма : в рамках проекта "Символизм на фоне истории искусств" : коллективная монография : в 3 кн. / отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. – Москва : БуксМАрт, 2020. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф 506).
8. Хренов Н.А. Эстетика символизма: от оптической к тактильно-осязательной системе видения // Верхневолжский филологический вестник. – 2017. – № 3. – С. 62–66. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-simvolizma-ot-opticheskoy-k-taktilno-osyazatelnoy-sisteme-videniya (дата обращения: 27.04.2024).
9. Эпоха символизма: встреча литературы и искусства : коллектив. моногр. / cост. М. А. Ариас-Вихиль, К. Л. Лукичева, И. Е. Светлов. – Москва : Азбуковик, 2016. – 608 с.
Являясь жителем города Иркутска, Вы можете обратиться за дополнительной информацией в отдел библиографии ИОГУНБ им. И. И. Молчанова–Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253. тел.: (3952) 48–66–80 (доб.: 570).

№ 44906  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте! Пожалуйста, помогите с подбором списка литературы к курсовой работе "Символизм как метод анализа". Заранее благодарю!
Ответ: Здравствуйте. Возможно, Вам будут полезны следующие издания (источники поиска: ЭК РГБ, РНБ, ИОГУНБ ; ЭБ eLIBRARY ; ИПС Яндекс,):
1. Актуальные проблемы искусства символизма : коллектив. моногр. / ред. И. Е. Светлов. – Москва : Река времени, 2022. – 633 с.
2. Белый А.Н. Символизм как миропонимание : сборник / А. Белый. – Москва : Республика, 1994. – 525 с. Шиф ИОГУНБ Ф202, Ф506
3. Белый А.Н. [Статьи] : электрон. изд. / А. Н. Белый. – Москва : РГБ, 2012. – URl: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005435781?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 22.04.2024).
Аннотация: Выдвинуты вопросы, тесно связанные с искусством.
4. Видеркер В.В. Символизм как явление культуры : на материале русской живописи рубежа XIX – XX вв. : автореф. дис. ... канд. культурологии / Видеркер Вячеслав Владимирович ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Кемерово, 2006. – 24 с. – Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. гос. б-ки. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003285781?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 22.04.2024).
5. Воскресенская В.В. Символизм в отечественной живописи начала ХХ века: витальность пластической выразительности // Художественная культура. – 2022. – № 4. – С. 108-138. – Электрон. копия доступна на сайте журн. URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/d86/hk_2022_4_108_voskresenskaya.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
6. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. / Жан Кассу при участии Пьера Брюнеля Франсиса Клодона и др. ; [пер. с фр. Н. В. Кисловой, Н. Т. Пахсарьян]. – Москва : Республика, 1999. – 428, [1] с. – Доступна на сайте электрон. б-ки RoyalLib.Com. URL: https://royallib.com/book/kassu_gan_k/entsiklopediya_simvolizma_givopis_grafika_i_skulptura.html?ysclid=lvanjniitm955493000 (дата обращения: 22.04.2024).
7. Никоненко В. Генезис символического анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17, Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. – 2015. – Вып. 1. – С. 39-43. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URl: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-simvolicheskogo-analiza (дата обращения: 22.04.2024).
8. Связь времен: история искусств в контексте символизма : в рамках проекта "Символизм на фоне истории искусств" : коллектив. моногр. : в 3 кн. / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств Рос. акад. художеств, Гос. ин-т искусствознания, Межинститут. науч. группа "Европейский символизм и модерн" ; отв. ред. и сост. О. С. Давыдова. – Москва : БуксМАрт, 2020. Шифр ИОГУНБ: Ф506
9. Эпоха символизма: встреча литературы и искусства : коллектив. моногр. / cост. М. А. Ариас-Вихиль, К. Л. Лукичева, И. Е. Светлов. – Москва : Азбуковик, 2016. – 608 с.
Являясь жителем города Иркутска, за дополнительной информацией Вы можете обратиться в отдел библиографии ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253. тел.: (3952) 48-66-80 (доб.: 570).

№ 44760  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте, помогите, пожалуйста, найти интернет-ресурсы посвященные технике тромплей в изобразительном искусстве
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем Вам подборку публикаций в открытом доступе. Источники: БД «Статьи» СОУНБ им. В. Г. Белинского, ЭК РГБИ, НЭБ КиберЛенинка и eLIBRARY.RU, ИПС Яндекс, Google Академия.
1. Андрияка С.Н. О натюрморте. Натюрморт творческий и учебный // Secreta Artis. – 2018. – № 1 (1). – С. 4–19. – Электрон. копия доступна на офиц. сайте журн. URL: https://www.secreta-artis.ru/jour/article/view/4/4 (дата обращения: 03.04.2024).
2. Гиниятуллина Э.Р. Особенности западноевропейских керамических «обманок» XVIII в. // Месмахеровские чтения – 2019 : науч.-исслед. работы аспирантов и студентов : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 113–120. – Электрон. копия доступна на сайте СПГХПА им. Штиглица. URL: https://www.ghpa.ru/docs/nauka/konferencii/sborniki/Mesmaherovskie_chtenija_-_2019_-_Sbornik.pdf#page=114 (дата обращения: 03.04.2024).
3. Гиниятуллина Э.Р. Пространственные иллюзии «тромплей» в росписи керамических изделий // Месмахеровские чтения – 2020 : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 449–454. – Электрон. копия доступна на сайте СПГХПА им. Штиглица. URL: https://www.ghpa.ru/docs/nauka/konferencii/sborniki/Mesmaherovskie_chtenija_-_2020_-_Sbornik.pdf?ysclid=lujvgtvf5w769364394 (дата обращения: 03.04.2024).
4. Гуркина Н.С. Ранний американский натюрморт: художественные источники и типологические формы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2016. – № 1 (26). – С. 153–158. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-amerikanskiy-natyurmort-hudozhestvennye-istochniki-i-tipologicheskie-formy (дата обращения: 03.04.2024).
5. Гусев Д.В. «Обманка» Г. Н. Теплова и неизвестные факты его биографии // Исторический формат. – 2016. – № 1 (5). – С. 303–324. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obmanka-g-n-teplova-i-neizvestnye-fakty-ego-biografii (дата обращения: 03.04.2024).
6. Дмитриева А.А. Иллюзионистические приемы в голландской живописи XVII в. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 16. – С. 130–146. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyuzionisticheskie-priemy-v-gollandskoy-zhivopisi-xvii-v (дата обращения: 03.04.2024).
7. Криволапова Г.А. «Обманки» из стекла – границы реальности и мифа / Криволапова Г. А., Криволапов А. Н. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2022. – № 4-1. – С. 394–399. – Электрон. копия доступна на сайте РГХПУ им. С.Г. Строганова. URL: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/5231_34.-krivolapova.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
8. Обманка : [статья] // Большая российская энциклопедия : электрон. версия. – Москва, 2004-2017. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2282791 (дата обращения: 03.04.2024)
9. Савельева Л.В. Оптические иллюзии в организации архитектурного пространства. Эпоха Ренессанса и барокко // Architecture and Modern Information Technologies : междунар. электрон. науч.-образоват. журн. – 2013. – № 1 (22). – Копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opticheskie-illyuzii-v-organizatsii-arhitekturnogo-prostranstva-epoha-renessansa-i-barokko (дата обращения: 03.04.2024).
10. Саливан В.А. Натюрморт-обманка. Акварель, гризайль (сепия) // Secreta Artis. – 2020. – № 2. – С. 64–68. – Электрон. копия доступна на офиц. сайте журн. URL: https://www.secreta-artis.ru/jour/article/view/123/119 (дата обращения: 03.04.2024).
11. Хачатуров С.В. Изнаночное восполнение мира в изобразительном жанре trompe-l'oeil // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – 2015. – № 2. – С. 170–178. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iznanochnoe-vospolnenie-mira-v-izobrazitelnom-zhanre-trompe-loeil (дата обращения: 03.04.2024).
12. Цепова Т.А. Из истории русского натюрморта // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 2 (32). – С. 360–364. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-russkogo-natyurmorta (дата обращения: 03.04.2024).

№ 44479  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день!

Учусь на втором курсе образовательной программы "История искусств", пишу курсовую работу об одной работе французского художника XV в. в контексте социальной истории искусства. Столкнулась со сложностью при поиске литературы по теме отношений между заказчиком и художником в XV в. Будет полезна информация, освещающая:
1) состояние художественного рынка XV в. (в особенности – середины века);
2) восприятие художника современниками;
3) долю участия заказчика в создании произведения, степень подробности формулировки программы композиции в договоре.

Это может быть литература не только о французском кватроченто, но и об итальянском и нидерландском. Язык любой, но предпочтительнее русский, английский и итальянский

Задание огромное спасибо!
Ответ: Здравствуйте. Выявление информации по Вашему запросу требует просмотра изданий de visu, изучение темы и литературы, что невозможно в рамках Виртуальной службы. Для первоначального ознакомления рекомендуем следующие публикации (источники – ЭК РГБ, РГБИ; науч. электрон. б-ка «КиберЛенинка»; ИПС Яндекс):
1. Брекоткина И.П. Истоки творческого индивидуализма ренессансного художника // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2010. – № 15. – С. 179-187. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-tvorcheskogo-individualizma-renessansnogo-hudozhnika-1 (дата обращения: 07.03.2024).
2. Виппер Б.Р. История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII века / Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. – Москва : Академия наук СССР, 1963. – 436 с.
3. Гинзбург К. Загадка Пьеро. Пьеро делла Франческа : монография / Карло Гинзбург ; пер. с ит., предисл. М. Велижева. – 2-е изд., испр. – Москва : Новое лит. обозрение, 2022. – 208, [1] с.
4. Головин В. Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. Головин. – Москва : Новое лит. обозрение, 2003. – 288 с. ; Содержание (открыть ссылку).
5. Кинг Р. Микеланджело и Сикстинская капелла / Р. Кинг. – Санкт-Петербург : Азбука, 2020. – 478 с.
6. Субботина О.В. Между анонимностью и индивидуальностью : проблема авторства в европейском искусстве Средних веков // Вестник РХГА. – 2016. – № 1. – С. 128-136. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-anonimnostyu-i-individualnostyu-problema-avtorstva-v-evropeyskom-iskusstve-srednih-vekov (дата обращения: 07.03.2024).
7. Шатилов В.В. Культурно-исторические этапы развития арт-рынка // Научный аспект. – 2023. – Т. 2, № 8. – С. 230-236. – Электронная копия номера доступна на сайте НИЦ «Аспект». URL: https://na-journal.ru/pdf/nauchnyi_aspekt_8-2023_t2_web.pdf#page=108 (дата обращения: 07.03.2024).
8. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy. A Primer in the social history pictorial styles / М. Baxandall. – Oxford : Clarendon Press, 1978. – 182 p. – Электронная копия доступна на сайте Internet Archive. URL: https://archive.org/details/paintingexperien00baxa (дата обращения: 07.03.2024).
9. Burke P. Culture and Society in Renaissance Italy: 1420-1540 / Р. Burke. – London : Batsford, 1972. – 342 p. – Электронная копия доступна на сайте Internet Archive. URL: https://archive.org/details/culturesocietyin0000unse/page/n3/mode/2up (дата обращения: 07.03.2024).
10. Hollingsworth M. Patronage in Renaissance Italy: from 1400 to the Early Sixteenth Century / М. Hollingsworth. – London : Murray, 1994. – 372 p. – Электронная копия доступна на сайте Internet Archive. URL: https://archive.org/details/patronageinrenai0000holl (дата обращения: 07.03.2024).
11. Welch E. Art in Renaissance Italy, 1350-1500 / Е. Welch. – Oxford : Oxford University Press, 1997. – 350 p. – Электронная копия доступна на сайте Internet Archive. URL: https://archive.org/details/artinrenaissance00evel (дата обращения: 07.03.2024).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.

№ 44445  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте! Помогите найти литературу на тему «Концепция художественного символизма в искусствознании Э.
Панофского», спасибо
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем следующий список изданий для начала работы (источники поиска – ЭК ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского ; ИПС Yandex):
1. Ванеян С. Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5, Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2013. – № 1 (10). – С. 21–43. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panofskiy-gombrih-i-smysl-znacheniya-v-iskusstve-i-ikonologii?ysclid=ln00hcuw3o944761594 (дата обращения: 05.03.2024).
2. Гольдман И.Л. Особенности формального и иконологического анализа и межкультурные связи на занятиях МХК // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2007. – Т. 172. – С. 211–213. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formalnogo-i-ikonologicheskogo-analiza-i-mezhkulturnye-svyazi-na-zanyatiyah-mhk (дата обращения: 05.03.2024).
3. Груздев А.А. Идея образности иконологии Эрвина Панофского в интерпретации образов современного искусства / А.А. Груздев, Л.И. Нехвядович // Культурное наследие Сибири. – 2023. – № 3 (39). – С. 25–31. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/14744/12507 (дата обращения: 05.03.2024).
4. Дроник М.В. Иконологический метод как средство анализа произведений беспредметной живописи // Манускрипт. – 2017. – № 6-1 (80). – С. 62–65. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikonologicheskiy-metod-kak-sredstvo-analiza-proizvedeniy-bespredmetnoy-zhivopisi (дата обращения: 05.03.2024).
5. Лиманская Л.Ю. Коммуникативные функции пространственных искусств в искусствознании конца XIX – первой половины XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2018. – № 8. – С. 558–566. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-funktsii-prostranstvennyh-iskusstv-v-iskusstvoznanii-kontsa-xix-pervoy-poloviny-xx-veka?ysclid=ltdpo78q1k96561122 (дата обращения: 05.03.2024).
6. Макеенкова А.В. Понимание искусства как основная задача современного искусствознания // Художественная культура. – 2012. – № 3. – С. 1. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://artculturestudies.sias.ru/2012-3/teoriya-hudozhestvennoy-kultury/588.html (дата обращения: 05.03.2024).
7. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства : статьи по истории искусства / Э. Панофский. – Санкт-Петербург : Академ. проект, 1999. – 394 с. – Электронная копия доступна на сайте djvu.online. URL: https://djvu.online/file/jmd0qDCblSRZq?ysclid=lte0dbh65737383323 (дата обращения: 05.03.2024).
8. Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада / Э. Панофский ; пер. с англ. А. Г. Габричевского. – Москва, 2006. – 363 с. – Электронная копия доступна на сайте djvu.online. URL: https://djvu.online/file/NRy5SgVozkE0v?ysclid=lte0ej5kta772392123 (дата обращения: 05.03.2024).
9. Титаренко С.Д. Русский символизм и традиции английских прерафаэлитов: проблемы интермедиальности // Культура и текст. – 2015. – № 5 (23). – С. 42–57. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-simvolizm-i-traditsii-angliyskih-prerafaelitov-problemy-intermedialnosti?ysclid=ltdpqdh4vu13529319 (дата обращения: 05.03.2024).
10. Якобидзе-Гитман А.С. Проблема исторической периодизации и понятие «латеральных влияний» в теоретических взглядах Эрвина Панофского // Вопросы культурологии. – 2013. – № 2. – С. 43–46.

Являясь жителем города Иркутска, за дополнительной информацией Вы можете обратиться в отдел библиографии ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253. тел.: (3952) 48-66-80 (доб.: 570).

№ 44227  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Помогите, пожалуйста, с поиском для магистерской диссертации.
Тема "Образ охоты в изобразительном и музыкальном искусстве Беларуси XVII-XVIII веков"
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем литературу более широкого плана, так как требуется углубленное разыскание, просмотр источников de visu (источники поиска: ЭК НББ, ИПС Google Scholar,):
1. Бажэнава В. Ракако і фламандска-французскія традыцыі: гістарычны жывапіс XVIII стагоддзя // Мастацтва. — 2014. – № 4. – С. 44-47. Шифр НББ: 3ОК1214
2. Барока ў беларускай культуры і мастацтве / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ; В. Ф. Шматаў [і інш.] ; навук. рэд. В. Ф. Шматаў. – 3-е выд. – Мінск : Беларус.навука, 2005. – 306 с. Шифр НББ: 1БА399691*1БА399692
3. Борсук Л. І. Музычная эстэтыка Беларусі XI–XVII стагоддзяў / Л. І. Борсук. – Брэст : Альтернатива, 2012. – 197 с. Шифр НББ: 1Н//452303(009)*1Н//402030(039)
4. Дадиомова О. В. Музыкальная культура Беларуси X–XIX вв. / О. В. Дадиомова. – Минск : Ковчег, 2015. – 243 с. Шифр НББ: 1Н//560432(039)*1Н//581767(039)
5. Жаров А. П. Восковая живопись: от античности к современности : история и технология / А. П. Жаров. – Минск : Рифтур принт, 2023. – 143 с. Шифр НББ: 1Н//889313(039)*1Н//889312(039)
6. Калкоўская Э. У. Рамантызм у беларускім выяўленчым мастацтве канца XVIII—другой паловы XIX стагоддзяў : дыс. … канд. мастацтвазнаўства : 17.00.04 / Калкоўская Эла Уладзіміраўна. – Мінск, 2011. – 135, [1] л. + дадатак (130 л.). Шифр НББ: 26Н//3666(039)
7. Клімуць Л. Я. Сармацкая культура беларускай шляхты ў XVI–XVIII стагоддзях / Л. Я. Клімуць. – Мінск : Беларусь, 2013. – 127 с. Шифр НББ: 1Н//425640(039)*1Н//425642(039)*1Н//436400(054)
8. Рагаускене Р. Из «истории животных»: собаки при дворе правителей Великого княжества Литовского (до середины XVII в.) // Соціум. Альм. соц. історії. – 2013. – Вип. 10. – С. 144–160 ; То же [Электронный ресур]. – URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/104451/08-Ragauskene.pdf?sequence=1 (12.02.2024).
9. Сидорович Л. Н. Феномен белорусского музыкального искусства XVII века / Л. Н. Сидорович. – Минск : МИТСО, 2013. – 191 с. Шифр НББ: 1Н//442117(039)*1Н//442118(039)
10. Яницкая, П. А. К вопросу об определении народного направления в живописи Беларуси XVII?XVIII вв. // Паведамленні / Нац. маст. музей Рэсп. Беларусь. – Мінск, 2008. – Вып. 7. – С. 179–187. Шифр НББ: 1Н//157961(039)*1Н//157962(039)*1Н//168577(039)
Составление списка литературы (платно) также можно заказать on-line (открыть ссылку). Рекомендуем при необходимости воспользоваться платной услугой Национальной библиотеки Беларуси – Электронной доставкой документов (открыть ссылку).

№ 44162  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте. Можете мне помочь, пожалуйста, с поиском источников для курсовой по теме "Логика пристального взгляда» и проблема изучения художественных стилей в истории искусства Н. Брайсона", заранее Благодарю.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем следующий список изданий (источники поиска – РНБ, ЭК ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского ; ИПС Yandex):
1. Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. Постмодернизм / В. Арсланов ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Академический Проект, 2014. – 257 с.
2. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. – 2012. – № 1 (85). – С. 212–249. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnyy-essentsializm-i-obekt-vizualnyh-issledovaniy (дата обращения: 05.02.2024).
3. Беззубова О.В. Дескриптивное искусство и проблема репрезентации в живописи // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – № 3 (44). – С. 11–17. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deskriptivnoe-iskusstvo-i-problema-reprezentatsii-v-zhivopisi?ysclid=ls8ocbhtov435170799 (дата обращения: 05.02.2024).
4. Беззубова О.В. Новая история искусства и визуальная культура: теоретические дискуссии 70-х – 90-х годов XX века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3, Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 3. – С. 71–75.
5. Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века // Аналитика культурологии. – 2014. – № 1 (28). – С. 99-107. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-i-vizualnyy-povorot-v-kulturalnyh-issledovaniyah-vtoroy-poloviny-hh-veka-1?ysclid=ls8oe5p0b1377163052 (дата обращения: 05.02.2024).
6. Кулакова О.Ю. Голландский цветочный натюрморт XVII века: интерес и забвение на протяжении столетий. – DOI 10.25281/2072-3156-2021-18-5-496-505 // Обсерватория культуры. – 2021. – Т. 18, № 5. – С. 496–505. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://observatoria.rsl.ru/jour/article/view/1213/803 (дата обращения: 05.02.2024).
7. Кондратьев Е.А. Диалоговый метод экспонирования современного искусства // Всеобщая эстетика. – 2019. – Т. 8, № 4. – С. 234–236.
8. Мазур Н.Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Искусствознание. – 2018. – № 1. – С. 10–51. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-vizualnoy-kultury-istoriya-i-predystoriya
(дата обращения: 05.02.2024).
9. Хмелев Р.А. Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2022. – № 12. – С. 654–662. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-spetsifichnosti-mediuma-v-teoreticheskom-iskusstvoznanii-vtoroy-poloviny-hh-veka (дата обращения: 05.02.2024).
Являясь жителем города Иркутска, за дополнительной информацией Вы можете обратиться в отдел библиографии ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253. тел.: (3952) 48-66-80 (доб.: 570).

№ 43803  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, найти литературу для курсовой. Тема:"Средства гармонизации композиции. Пропорции". Заранее благодарю
Ответ: Здравствуйте. По Вашей теме предлагаем следующий перечень литературы (источники поиска: БД ГНБ КБР им. Т.К. Мальбахова, ИПС: Google, Yandex)
1.Васильева А.Ю. Средства гармонизации композиции : учеб. пособие / А. Ю. Васильева ; Курганский гос. ун-т. – Курган : КГУ, 2011. – 58 с. : ил. – Электрон. копия доступна на сайте электрон. б-ки Курган. ун-та. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3949/%20%20%20%20%20%20%20%20%20-%20%20_2011_%20%20.pdf?sequence=1 (дата обращения: 26.12.2023)
2.Голубева О.Л. Основы композиции : учебник для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс "Основы композиции" / О. Л. Голубева. – [2-е изд.]. – Москва : Искусство, 2004. – 119 с. : ил., цв. ил. – Электрон. копия доступна на сайте cloudfront.net. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 26.12.2023)
3.Козлов Н.Г. Композиция : вводные лекции : пособие для студентов-заочников художественно-графического факультета / Н.Г. Козлов. – Москва : Просвещение, 1968. – 29 с. : 6 л. ил.
4.Лосич Д.И. Художественные средства композиции – пропорции и золотое сечение, их применение в дизайне интерфейсов / Д.И. Лосич. – Минск, 2017. – Электрон. копия доступна на сайте электрон. б-ки Белорус. гос. технол. ун-та. URL: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/23607/1/Losich_61-64.pdf (дата обращения: 26.12.2023).
5.Макарова М.Н. Перспектива : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по художественно-графической специальности / М.Н. Макарова. – Москва : Просвещение, 1989. – 190 с. : ил.
6.Макарова М.Н. Практическая перспектива : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Макарова. – Москва : Академический Проект, 2005. – 400 с. – Электронная копия доступна на сайте djvu.online. URL: https://djvu.online/file/1cWBCIdeHghT5 (дата обращения: 26.12.2023).
7.Мамонтов К.В. Научные основы композиционно-художественного творчества // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса : материалы науч.-практ. конф. ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та. – Москва, 2017. – С. 179-183. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30455572_80243508.pdf (дата обращения: 26.12.2023). – Доступ после регистрации.
8.Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» / пер. с нем. И.В. Хмелевских, Ю.Ю. Козиной. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 336 с. : ил. – Электрон. копия доступна на сайте klex.ru. URL: https://klex.ru/ohp (дата обращения: 26.12.2023).
9.Пропедевтика (основы композиции) : учеб. пособие / сост.: Н. Ю. Останина, В. С. Медведевских. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 46 с. – Электрон. копия доступна на сайте Электрон. б-ки Курганского гос. ун-та. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 26.12.2023).
10.Сочинения картины. Композиция. Композиционная работа // Левин С.Д. Беседы с юным художником. – Москва : Советский художник, 1988. – Вып. 1. – С. 149-196.
11.Трофимов В.А. Основы композиции : учеб. пособие / В.А. Трофимов, Л.П. Шарок ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : ИТМО, 2009. – 42 с. – Электрон. копия доступна на сайте С.-Петерб. национального исследовательского ун-та. URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/500.pdf (дата обращения: 26.12.2023)
12.Тухбатуллина Л.М. Пропедевтика (основы композиции) / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, В.В. Хамматова ; Казан. национальный исследовательский техн. ун-т им. А.Н. Туполева. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 116 с.
13.Шорохов Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. – Москва : Просвещение, 1978. – 160 с. : ил.