Аннотированный список статей из периодических изданий за 2023-2024 гг. по проблеме дислексии
Ответ:
Здравствуйте. Предлагаем для изучения ( источник поиска: ЭК НББ , ИПС Google Scholar):
1. Адлоян Л. А. Характеристика сотрудничества логопеда и учителя младших классов при нарушениях письменной речи // Достижения науки и образования. – 2024. – № 3 (94). – С. 10–12 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://scientifictext.ru/images/PDF/2024/94/kharakteristika-sotrudnichestva.pdf (13.10.2024).
В статье рассматриваются подходы взаимодействия логопеда и учителя младших классов в контексте преодоления нарушений письменной речи. Представлены результаты проведенных исследований.
2. Бахшиян И. Ю. Нейропсихологический подход к преодолению дислексии у младших школьников // Universum: психология и образование. – 2024. – № 7. – С. 4–9 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-podhod-k-preodoleniyu-disleksii-u-mladshih-shkolnikov (13.10.2024).
В статье проводится всестороннее рассмотрение методов и приемов диагностики и коррекции дислексии у младших школьников в рамках нейропсихологического подхода.
3. Городилова С. А. Исследования в области изучения взаимосвязи оптической дислексии и нарушения зрения / С. А. Городилова, М. О. Майстрова // Соврем. Образоват. практики в студен. исслед. – 2023. – № 1. – С. 445–448 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-v-oblasti-izucheniya-vzaimosvyazi-opticheskoy-disleksii-i-narusheniya-zreniya (13.10.2024).
В статье рассматривается оптическая форма дислексии, её специфические проявления у детей с нарушениями зрения. Изучается вопрос взаимосвязи нарушений зрения и оптической дислексии. Освещается проблема важности диагностики оптической дислексии с последующей коррекцией.
4. Иншакова О. Б. Несформированность письменных умений у дошкольников с нарушением речи–признак предрасположенности к трудностям овладения фонематическим принципом письма // Вестн. Владим. гос. ун-та. Сер.: Пед. и психол. науки. – 2024. – № 53. – С. 124–131 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik-pedagog.vlsu.ru/jour/article/download/84/86 (13.10.2024).
Содержание статьи раскрывает особенности самостоятельного овладения старшими дошкольниками письменными умениями, реализуемыми средствами алфавита. Показано, что дошкольники с нарушениями речи к моменту начала обучения не овладевают символической деятельностью,основу которой составляет умение оперировать при письме буквенными знаками.
5. Карантыш Г. В.Педагогические аспекты использования технологии фасилитации для коррекции дислексии у подростков / Г. В. Карантыш, О. С. Скидело, Л. А. Оганнисян // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 4. – С. 187–192 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-ispolzovaniya-tehnologii-fasilitatsii-dlya-korrektsii-disleksii-u-podrostkov (13.10.2024).
Исследовано влияние применения технологии фасилитации на копинг-стратегии и развитие коммуникативной компетенции у подростков с дислексией и тяжелыми нарушениями речи.
6. Карлова У. А. Развитие буквенного гнозиса у младших школьников с дисграфией // Вестн. науки. – 2024. – Т. 5, № 3. – С. 320–324 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-bukvennogo-gnozisa-u-mladshih-shkolnikov-s-disgrafiey (13.10.2024).
В статье раскрывается понятие «буквенный гнозис», дается описание основных упражнений, развивающих оптико-пространственное мышление и способствующих запоминанию графического образа букв.
7. Киселева Н. Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией // Спец. образование. – 2023. – № 1. – С. 116–124 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponimaniya-prochitannogo-i-oshibok-chteniya-u-studentov-s-disleksiey (13.10.2024).
Инновационные трансформации системы высшего образования актуализируют задачу повышения функциональной грамотности студентов.
8. Киселева Н. Ю. Профилактика дислексии: изучение трудностей буквенного гнозиса // Проблемы соврем. пед. образования. – 2023. – № 78-3. – С. 122-125 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-disleksii-izuchenie-trudnostey-bukvennogo-gnozisa (13.10.2024).
В рамках проведения экспериментально изучения прошли апробацию материалы методики Киселевой Н.Ю. «Диагностика элементарных навыков чтения у детей: пилотный вариант».
9. Кубанова К. Х. Особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста // Молодой исследователь Дона. – 2023. – № 1. – С. 76–78 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (13.10.2024).
Рассмотрена актуальная проблема логопедии — сложности фонематического восприятия у детей. Затруднения при анализе и воспроизведении звуков препятствуют качественному обучению и могут провоцировать такие нарушения речи, как дислексия и дисграфия.
10. Сладкова Е. В. Определение и сущность дислексии, международный аспект // Еo Ipso. – 2024. – № 6. – С. 77–81 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://sciartel.ru/arhiv-journal/EI-2024-06.pdf#page=77 (13.10.2024).
Целью статьи являются расширение знаний по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики, коррекции и профилактики нарушения процесса чтения у школьников.
Составление списка литературы (платно) также можно заказать on-line (открыть ссылку). Рекомендуем при необходимости воспользоваться платной услугой Национальной библиотеки Беларуси – Электронной доставкой документов (открыть ссылку).
Здравствуйте! Помогите пожалуйста, подобрать литературу на тему "Библиотека в помощь дислексику" (то есть чем библиотека может помочь дислексику). Меня заинтересуют профессиональная периодика (для педагогов и библиотекарей), монографии и электронные ресурсы.
Заранее спасибо
Ответ:
Здравствуйте! Предлагаем для изучения (источники поиска: ИПС Google Scholar, Науч. электрон. б-ка eLIBRARY.RU):
1. Ермолаева Ж. Е. E-reading в обучении подростков: обзор приложений для чтения // Интерактив. образование. – 2019. – № 2. – С. 13–15 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42618349 (19.05.2021).
2. Майорова Ю. А. Формирование читательского опыта как одно из условий успешного становления читательской компетенции у детей с ОВЗ // Спец. образование. – 2017. – Т. 1. – С. 121–124 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskogo-opyta-kak-odno-iz-usloviy-uspeshnogo-stanovleniya-chitatelskoy-kompetentsii-u-detey-s-ovz (19.05.2021).
3. Мелентьева Ю. П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России // Библиосфера. – 2006. – № 2. – С. 3-6 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-prodvizheniya-chteniya-v-nechitayuschuyu-sredu-opyt-bibliotek-rossii (19.05.2021).
4. Нильсент Г. С. Гостеприимный дом для всех. Опыт работы с дислектиками в одной датской библиотеки // Библ. дело. – 2007. – № 4. – С. 33-34 ; Начало (часть ст.) [Электронный ресурс]. – URL: http://naukarus.com/gostepriimnyy-dom-dlya-vsehopyt-raboty-s-dislektikami-v-odnoy-datskoy-biblioteki (19.05.2021).
5. Олефир С. В. Стратегии, концепции, программы продвижения чтения и способы их реализации // Чтение на евразийском перекрёстке : Четвёртый Междунар. интеллектуал. форум, Челябинск, 26–27 окт. 2017 г. : материалы форума / Челяб. гос. ин-т культуры [и др.] ; науч. ред., сост. Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова. – Челябинск, 2017. – С. 98–103 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30631169_57670724.pdf (19.05.2021).
6. Поздеева С. Б. Реализация целей образования через школьные библиотеки // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер.: Информатика и информатизация образования. – 2008. – № 11. – С. 265–266 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13414430 (19.05.2021).
7. Руководство по библиотечному обслуживанию лиц, cтрадающих дислексией / Г. Скат Нильсен, Б. Ирвалл ; под эгидой Секции по библ. обслуживанию лиц с огранич. возможностями пользования библиотекой. – Гаага : Штаб-квартира ИФЛА, 2003. – 32 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://origin-www.ifla.org/files/assets/hq/publications/professional-report/79.pdf (19.05.2021).
8. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин / М. Н. Русецкая. – СПб. : КАРО, 2007. – 190 с. Шифр НББ: 1//88039(039)
9. Тарасенко В. Н. Мы должны быть готовы ответить на вызов времени. побеждаем дислексию // Библ. дело. – 2020. – № 18. – С. 36–38 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44902533 (19.05.2021).
10. Филиппова Т. А. «Болезнь гениев» или «инвалидность по чтению» как привлечь дислектика в библиотеку? // Библ. дело. – 2007. – № 4. – С. 28 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12175154 (19.05.2021).
Рекомендуем при необходимости воспользоваться платной услугой Национальной библиотеки Беларуси – Электронной доставкой документов (открыть ссылку). Составление списка литературы (открыть ссылку) также можно заказать on-line.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти материал по теме: "Развитие выразительности как компонента чтения у обучающихся с дислексией". Спасибо!
Ответ:
Здравствуйте. Тема Вашего запроса сформулирована очень узко и не обеспечена соответствующей литературой. Поэтому предлагаем список публикаций более общей тематики (источники – ЭК ОГОНБ, БД МАРС, Научная электронная библиотека КиберЛенинка, Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU):
1. Белоусова К.В. Обзор методик коррекции нарушения чтения в зарубежных и отечественных исследованиях // Вопросы педагогики. – 2019. – № 3. – С. 55-59. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37187173 (дата обращения: 25.11.2020). – Доступ после регистрации.
2. Иншакова А.Г. Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 335-343. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskiy-analiz-protsessa-ovladeniya-chteniem-detey-s-disleksiey (дата обращения: 25.11.2020).
3. Киселева Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Киселева Наталья Юрьевна ; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. – Москва, 2013. – 26 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005051197 (дата обращения: 25.11.2020).
4. Мигурская А.А. О проблеме семантического восприятия читаемого младшими школьниками с дислексией // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород, 2019. – С. 84-87
5. Николайчук Л.Ю. Как улучшить качество чтения у учащихся, страдающих дислексией / Л. Ю. Николайчук, Н. В. Шаховалова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 60-63.
6. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И. Н. Садовникова. – Москва : Парадигма, 2012. – 280 с.: ил., табл.
7. Суханова А.Г. Динамический анализ процесса овладения чтением детьми с дислексией // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 7. – С. 200-205. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskiy-analiz-protsessa-ovladeniya-chteniem-detmi-s-disleksiey (дата обращения: 25.11.2020).
Для самостоятельного поиска рекомендуем обратиться в НЭБ КиберЛенинка (открыть ссылку) и НЭБ еLibrary (открыть ссылку), а также изучить пост о педагогических ресурсах в блоге «Библиограф+» (открыть ссылку).
Подбор литературы на тему" Особенности коррекции дислексии у детей с ЗПР" 2010-2017г
Ответ:
Здравствуйте! Предлагаем по Вашей теме следующую литературу (источники – ЭК РНБ, НЭБ Киберленинка, Elibrary, БД МАРС, ПС Гугл, Яндекс):
1. Алфёрова Т.В. Методические рекомендации по исправлению у ребенка нарушения письменной речи [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623991/ (17.07.2017).
2. Голенкова Ю.В. Использование индивидуальных и групповых коррекционных занятий для развития компетенций у детей с ЗПР [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597768/ (17.07.2017).
3. Горохова О.А. Диагностика нарушения чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья // Школьный логопед. – 2012. – № 1. – С. 22-28.
4. Гусева В.В. Нарушение процессов чтения у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/603268/ (17.07.2017).
5. Денисова Е.С. Выявление нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР // Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2 (30). – С. 102-107. ; Доступен в НЭБ Elibrary (открыть ссылку).
6. Денисова Е.С. Выявление предрасположенности к нарушениям чтения у первоклассников с ЗПР // Наука и соврем. об-во: взаимодействие и развитие. – 2016. – № 1 (3). – С. 97-100. ; Доступен в НЭБ Elibrary (открыть ссылку).
7. Ишкова Н.С. Развитие и коррекция навыка чтения у детей с ЗПР // Педагогика и психология: от вопросов к решениям : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – С. 38-42.
8. Козырева О.А. Преодоление несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2 (56). – С. 75-85. ; Доступен в НЭБ Elibrary (открыть ссылку).
9. Лапина Н.М. Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538899/ (17.07.2017).
10. Мигурская А.А. Общая характеристика уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 54-61.