ВИРТУАЛЬНАЯ
СПРАВОЧНАЯ
СЛУЖБА
КОРПОРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК
международный проект ВСС КОРУНБ

Главная О проекте Библиотеки-участницы Помощь "Библиограф+" Публикации donate!


БИБЛИОТЕКИ-УЧАСТНИЦЫ КОРУНБ

всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
44939 44927 8 3 6

Каталог выполненных запросов


Классическая музыка, опера и балет


№ 44353  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Посоветуйте, пожалуйста, литературу по теме "Полифонический стиль фортепианной музыки XX века в творчестве А. Шёнберга, А. Берга, П. Хиндемита, Р. Щедрина и Д. Шостаковича.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем список публикаций для начала работы (Источники: ЭК КОУНБ, РГБИ, РГБ, РНБ, Науч. электрон. б-ка eLibrary.ru, ИПС Яндекс, Google):
1. Бать Н. Полифония и форма симфонических произведений П. Хиндеменита // Пауль Хиндемит : статьи и материалы / ред.-сост. И. Прудникова. – Москва : Советский композитор, 1979. – С. 210-261.
2. Галыгина А.В. Полифония как диалог между эпохой барокко и современностью // Наука и школа. – 2015. – № 2. – С. 184-191. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifoniya-kak-dialog-mezhdu-epohoy-barokko-i-sovremennostyu (дата обращения: 21.02.2024)
3. Гамова И.В. О полифонии в первой симфонии Д. Шостаковича // Музыкальное искусство. – 2017. – № 16. – С. 32-42. – Электрон. копия доступна на сайтеДонецкой гос. муз. академии им. С.С. Проковьева. URL: http://prokofiev-academy.ru/images/pdf/musart16/3.Gamova.pdf (дата обращения: 21.02.2024)
4. Гуменная Т.П. Полифонические произведения отечественных композиторов ХХ века // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2023. – № 1. – С. 69-74.
Аннот.: В статье анализируется изучение полифонических произведений композиторов ХХ века (Д. Кабалевского, С. Фейнберга, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и других) в классе фортепиано
5. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича / В.Ю. Дельсон. – Москва : Советский композитор, 1971. – 247 с. : нот. ил. – Электрон. копия доступна на сайте социал. сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/doc248015144_464379503?hash=TXZfuQD7j9SraBzEHTJl57uNvllh3fMMKp0F6r3vFkP (дата обращения: 21.02.2024)
6. Дехтяренко Е.В. Квартеты Шостаковича в контексте традиций жанра венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) // Музыкант-Классик. – 2008. – № 10. – С. 24-27. – Электрон. копия доступна на сайте "Людвиг Ван Бетховен в русской и мировой культуре". URL: http://bethoven.rhga.ru/section/l-betkhoven-i-rossiya/kvartety-shostakovicha-v-kontekste-traditsiy-zhanra-venskikh-klassikov-gaydna-motsarta-betkhovena.html (дата обращения: 21.02.2024)
7. Задерацкая В.В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича / В.В. Задерацкая. – Москва : Музыка, 1969. – 272 с. : нот. ил.
8. Кузнецов И.К. Полифония в зарубежной музыке первой половины XX века. Вып. 2 / И.К. Кузнецов. – Москва : Музыка, 2021. – 296 с.
Из содерж.: Глава 2. Полифония Арнольда Шёнберга [64]; Глава 4. Полифония Альбана Берга [124]; Глава 5. Полифония Пауля Хиндемита [153].
9. Кузнецов И.К. Полифония в русской музыке ХХ века. Вып. 1 : учеб. пособие / Игорь Кузнецов ; Гос. ин-т искусствознания, Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Каф. теории музыки. – Москва : Дека-ВС, 2012. – 421 с.
10. Лю Чэньси. Контрапункт и линеарность голосоведения в фортепианном творчестве Пауля Хиндемита на примере первой сонаты // Искусство. Педагогика. Культура : сб. науч. и науч.-метод. ст. XIII междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 09–10 июня 2023 г. – Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2023. – С. 68-76.
11. Лю Чэньси. Двадцать четыре прелюдии и фуги Д.Д. Шостаковича в аспекте эволюции авторского стиля // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 45-2. – С. 113-120. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvadtsat-chetyre-prelyudii-i-fugi-d-d-shostakovicha-v-aspekte-evolyutsii-avtorskogo-stilya (дата обращения: 21.02.2024).
12. Лю Чэньси. Фортепианное творчество Пауля Хиндемита в тонах европейского авангарда // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 62. – С. 99-104. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fortepiannoe-tvorchestvo-paulya-hindemita-v-tonah-evropeyskogo-avangarda (дата обращения: 21.02.2024).
13. Мелешина С.П. Изучение полифонии композиторов ХХ века как одно из направлений современного музыкального образования // Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф, Орел, 28–29 марта 2013 г. / гл. ред. Н.А. Паршиков ; науч. ред. и сост. И.А. Ивашова. – Орел : Орловский гос. ин-т культуры, 2013. – С. 113-115. – Электрон. версия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21364844_30549600.pdf (дата обращения: 21.02.2024). – Доступ после регистрации.
14. Надлер С.В. Полифония Шостаковича в свете эволюции авторского стиля : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Надлер Светлана Владимировна ; Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 2013. – 30 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005058977?page=6&rotate=0&theme=white (дата обращения: 21.02.2024).
15. Ромадинова Д.Г. Полифонический цикл Р. Щедрина : 24 прелюдии и фуги / Д.Г. Ромадинова ; предисл. М.Е. Тараканов. – Москва : Советский композитор, 1973. – 231 с. : нот. ил.

№ 44137  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте!
Поищите, пожалуйста, какие-нибудь свидетельства об исполнении Шубертом трёх его последних сонат.
(за исключением упоминания этого им самим в письме издателю)
Ответ: Здравствуйте. Выявить источники в строгом соответствии с формулировкой, к сожалению, не удалось. Возможно, Вам будет полезен следующий список публикаций (источники поиска – ЭК РНБ, РГБИ, ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского ; ИПС Yandex):
1. Вудфорд П. Шуберт : пер. с англ. / П. Вудфорд; Пегги Вудфорд. – Челябинск : Урал LTD, 1999. – 191 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф505).
2. Вульфиус П.А. Франц Шуберт : очерки жизни и творчества / П. А. Вульфиус. – Москва : Музыка, 1983. – 446 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф505).
3. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь / Г. Гольдшмидт ; пер. с нем. ред. пер., предисл. и примеч. Ю. Хохлова. – Москва : Музыка, 1968. – 450 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф505).
4. Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам / пер., сост., ред. Ю. Хохлов. – Москва : Музгиз, 1963. – 840 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф505).
5. Максимов Е.И. Фортепианные вариации Франца Шуберта в историческом развитии жанра // Манускрипт. – 2019. – Т. 12, № 11. – С. 282–288. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fortepiannye-variatsii-frantsa-shuberta-v-istoricheskom-razvitii-zhanra (дата обращения: 02.02.2024).
6. Русанова Т.М. Последние сонаты Франца Шуберта. Композиция и интерпретация / Т. Русанова ; Рос. акад. музыки им. Гнесиных, Каф. специального фортепиано. – Москва : РАМ им. Гнесиных, 2008. – 208 с.
7. Хохлов Ю.Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта / Ю. Н. Хохлов. – Москва : Эдиториал УРСС, 1998. – 528 с. (Шифр хранения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского – Ф505).
8. Ширинян Р.К. Заметки о фортепианном творчестве Шуберта // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. – 2022. – № 2 (41). – С. 16–28. – Электрон. копия доступна на сайте Академии музыки им. Гнесиных. URL: https://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2022/02/Zapiski%202%2841%292022_maket.pdf (дата обращения: 02.02.2024).
Являясь жителем города Иркутска, за дополнительной информацией Вы можете обратиться в отдел библиографии ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253. тел.: (3952) 48-66-80 (доб.: 570).

№ 43373  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Кто впервые исполнил и осуществил полную запись тетралогии «Кольца Нибелунгов» Вагнера у нас в стране и за рубежом? Сохранились ли записи? Можно ли с ними ознакомиться?
Спасибо.
Ответ: Здравствуйте. В России/СССР тетралогия полностью ставилась в 1900-1905 гг., а в советское время, с интервалами в несколько лет, по одной опере, на протяжении 15 лет после революции. Последняя постановка – опера «Валькирия», состоялась в 1940 г. В 2003 г. постановка тетралогии была возобновлена и с тех пор периодически ставится в Мариинском и Большом театрах. Записей исполнения российскими артистами нет. Предлагаем краткий список литературы (НЭБ Киберленинка, ИПС Яндекс)
1. Власов В. Закулисье первого "Кольца Нибелунга" в России : [гастроли Вагнера в Санкт-Петербурге] // Литературная газета. – 2021. – 29 сент. (№ 39). – С. 22. – Электрон. копия доступна на сайте «Рихард Вагнер». URL: http://wagner.su/node/1555 (дата обращения: 01.11.2023).
Др. публ.: Аврора. – 2021. – № 6. – С. 175-185. – Электрон. копия доступна на сайте журн. URL: http://litavrora.ru/images/Arhiv/Aurora_06-2021_PDF.pdf (дата обращения: 31.10.2023).
2. Волощенко А.Ю. Тетралогия "Кольцо Нибелунга" в контексте русской вагнерианы: диалог интерпретаций начала XX – начала XXI веков : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Волощенко Анна Юрьевна ; Нижегор. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Нижний Новгород, 2006. – 24 с. – Электрон. копия доступна на сайте «Dissercat». URL: https://www.dissercat.com/content/tetralogiya-koltso-nibelunga-v-kontekste-russkoi-vagneriany-dialog-interpretatsii-nachala-xx (дата обращения: 01.11.2023).
см.: Глава 4. Тетралогия Вагнера на сцене Мариинского театра: диалог двух интерпретаций.
Аннот.: Постановка тетралогии только российскими артистами на русском языке, была осуществлена в Мариинском театре в 1900-1905 гг. Впервые были исполнены: «Валькирия» (24.11.1900 г.), «Зигфрид» (04.02.1902 г.), «Гибель богов» (20.03.1903 г.), «Золото Рейна» (27.12.1905 г.).
3. Горецкий А. «Кольцо Нибелунга» – капитал и искупление любовью : путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера // Музыкальная жизнь : [офиц. сайт]. – Москва, 2023. – URL: https://muzlifemagazine.ru/kolco-nibelunga-kapital-i-iskupl/ (дата обращения: 01.11.2023).
Аннот.: Самая ранняя из имеющихся записей тетралогии «Кольцо Нибелунга» за рубежом, была сделана в 1936 г. под руководством Артура Боданцки из Метрополитен-оперы.
4. Кенигсберг А.К. "Кольцо Нибелунга" Вагнера / А.К. Кенигсберг. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва ; Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. консерватория, 2004. – 88 с. : нот. ил. – Электрон. копия доступна на сайте С.-Петерб. гос. консерватории им. Римcкого-Корсакова. URL: http://library.conservatory.ru/fulltext/kenigsberg/ISBN_5-7422-0650-X.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
Аннот.: За рубежом, в Германии, премьера тетралогии «Кольцо Нибелунга» состоялась 13-17 августа 1876 года, в г. Байройте.
5. Малкиель М. Рихард Вагнер и его оперы на сцене императорской русской оперы (Мариинского театра) в Санкт-Петербурге / М. Малкиель. – Санкт-Петербург : Нем. о-во Рихарда Вагнера : С.-Петерб. секция науч. исслед. творчества Р. Вагнера, 1996. – 47, [1] с. : ил. – Электрон. копия доступна на сайте «Рихард Вагнер». URL: http://wagner.su/node/187 (дата обращения: 01.11.2023).
Аннот.: В России первая постановка тетралогии состоялась в 1889 году. В Петербург прибыла немецкая труппа, чтобы познакомить петербуржцев с четырьмя операми "Кольца Нибелунга" Вагнера. В течение месяца – с 27 февраля по 21 марта, в Мариинском театре тетралогия «Кольцо Нибелунга» была дана четырежды.
6. Огородникова О.А. Российские гастроли немецкой оперы в конце XIX века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. – 2008. – № 1. – С. 94-102. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке КиберЛениннка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-gastroli-nemetskoy-opery-v-kontse-xix-veka (дата обращения: 01.11.2023).
7. Раку М. Прерванный «Полёт валькирий»: к советской истории вагнеровского наследия. Часть первая // Наша Газета : швейцарские новости на русском языке : [офиц. сайт]. – Женева, 11.02.2019. – URL: https://nashagazeta.ch/news/culture/prervannyy-polet-valkiriy-k-sovetskoy-istorii-vagnerovskogo-naslediya-chast-1 (дата обращения: 01.11.2023).
8. Раку М. Прерванный «Полёт валькирий»: к советской истории вагнеровского наследия. Часть вторая // Наша Газета : швейцарские новости на русском языке : [офиц. сайт]. – Женева, 12.02.2019. – URL: https://nashagazeta.ch/news/culture/prervannyy-polet-valkiriy-k-sovetskoy-istorii-vagnerovskogo-naslediya-chast-2 (дата обращения: 01.11.2023).
9. Хрипин А. Властелины "Кольца". Мариинка и Гергиев как создатели нового вагнеровского мифа в России // Русский журнал : [сайт]. – [Москва?], 15.01.2003. – URL: http://old.russ.ru/culture/song/20030115_hri.html (дата обращения: 01.11.2023).

№ 43176  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Список литературы по теме "Художественный образ Манон Леско в романтической опере XIX века на примере опер Дж. Пуччини и Ж. Массне."
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы следующий список литературы (источники поиска: ИПС Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РГБ):
1. Афанасьева Е.И. Роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» и его адаптации в музыкальном театре // Искусствоведение : электрон. науч.-метод. журн. – 2022. – № 2. – С. 27-33. – URL: https://www.art-jornal.ru/wp-content/uploads/22-2.pdf (дата обращения: 09.10.2023).
Аннот.: В статье рассматривается роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» и его адаптации в музыкальном театре. В своей работе автор анализирует наиболее популярные театральные воплощения романа, которые отныне стали связывать с именем героини. В работе также отмечен резонанс, вызванный данным произведением, что в полной мере отражает колорит эпохи аббата Прево.
2. Брыкова А.А. Творческий облик Джакомо Пуччини в контексте итальянской музыкальной культуры рубежа XIX–ХХ вв. // Флагман науки : электрон. журн. – 2021. – № 11. – С. 38-42. – URL: https://flagmannauki.ru/files/11_Noyabr_2021.pdf (дата обращения: 09.10.2023).
3. Виноградова А.С. Премьера на русской сцене "Манон" Массне: к истории сценической судьбы, или причуды успеха // Искусство музыки: теория и история. – 2014. – № 10/11. – С. 36-60. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/premiera-na-russkoy-stsene-manon-massne-k-istorii-stsenicheskoy-sudby-ili-prichudy-uspeha (дата обращения: 09.10.2023).
Аннот.: Статья воссоздает обстоятельства премьер оперы «Манон» Массне в Париже и Санкт-Петербурге (1884, 1885). В конце XIX начале ХХ века французский композитор был на вершине мировой славы, но в России ему не слишком повезло, и эта ситуация сохраняется до настоящего момента. Привлечение большого количества малоизвестных и вовсе неизвестных источников помогает многое прояснить в этих важных эпизодах истории русского оперного театра XIX века.
4. Данилевич Л.В. Джакомо Пуччини / Л. В. Данилевич. – Москва : Музыка, 1969. – 455 с.
5. Жюль Массне «Манон» // Кенигсберг А. К. От Обера до Массне. 24 французские оперы XIX века. История создания, сюжет, музыка / А. К. Кенигсберг ; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Каф. истории зарубеж. музыки. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 238-254. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24777989_60062997.pdf (дата обращения: 09.10.2023). – Доступ после регистрации.
6. Кремлёв Ю.А. Жюль Массне / Ю. А. Кремлёв. – Москва : Советский композитор, 1969. – 248 с.
7. Кукарина Ю.В. Образ Манон Леско в операх Жюля Массне и Джакомо Пуччини: особенности композиторской и исполнительской интерпретации / Ю. В. Кукарина, Т. А. Алмазова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность : материалы науч.-практ. конф., Казань, 8 апр. 2009 г. – Казань, 2010. – Т. 2. – С. 100-106.
8. Левашева О.Е. Пуччини и его современники / О. Е. Левашева. – Москва : Советский композитор, 1980. – 525 с. : нот. ил. – (Зарубежная музыка. Мастера XX в.).
9. Ошанина А. Сравнительно-лингвистический подход к интерпретации образа Манон в операх Ж. Массне и Дж. Пуччини. – DOI 10.31723/2524-0447-2021-32-1-21 // Музыкальное искусство и культура. – 2021. – Вып. 32, кн. 1. – С. 277-292. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: http://music-art-and-culture.com/index.php/music-art-and-culture-journal/article/view/661/1035 (дата обращения: 09.10.2023).
10. Тюмина Л.С. Драматургия женских образов в операх Дж. Пуччини // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2021. – Т. 16. – С. 29-33. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48037901_36174600.pdf (дата обращения: 09.10.2023). – Доступ после регистрации.
Аннот.: В статье рассматриваются особенности драматургии женских образов в операх Пуччини. Проводятся параллели между сюжетными ходами в операх, во многом обусловившими сходство музыкальных характеристик Лиу, Чио-Чио-Сан, Манон, Мими. Акцентируется единый драматургический вектор, которого придерживался композитор в раскрытии образов своих героинь, делаются выводы о причинах общности их музыкальных портретов.
11. Хамидова М.А. Опера XIX века в аспекте стилевых трансформаций. – DOI 10.15863/TAS.2016.01.33.26 // Theoretical & Applied Science. – 2016. – № 1(33). – С. 149-153. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: http://www.t-science.org/arxivDOI/2016/01-33/PDF/01-33-26.pdf (дата обращения: 09.10.2023).
Аннот.: В настоящей статье европейская опера XIX века ( в т. ч. оперы Ж. Массне «Маннон» и Дж. Пуччини «Манон Леско») рассматривается в аспекте стилевых трансформаций, начиная от эпохи позднего классицизма до романтизма и веризма. Здесь дается характеристика оперного творчества ряда композиторов с точки зрения претворения идей музыкального романтизма и веризма, анализируется состояние вокального искусства.

№ 43144  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Добрый день!Хотела бы узнать есть ли у вас литература
на тему « Оперное искусство Эстонии»
Ответ: Здравствуйте! Предлагаем следующие публикации (источник ЭК, СК ЛРУНБ им. М. Горького):
1. Бернандт Г.Б. Советские композиторы и музыковеды : справочник в 3 т. / Г.Б. Бернадт. – Москва : Сов. композитор, 1978 – 1989.
2. Вахтер А.М. Александр Ляте. [1860-1948] : Очерк жизни и творчества / А.М. Вахтер. – Ленинград : Музыка, 1968. – 56 с.
3. Вахтер А.М. Густав Эрнесакс / А.М. Вахтер. – Москва : Сов. композитор, 1961. – 114 с.
4. Тынсон Х.Л. Георг Отс : [пер. с эст.] / Х. Тынсон. – Таллинн : Ээсти раамат, 1981. – 327 с.
5. Штейнпресс Б.С. Оперные премьеры XX века, 1941-1960 : словарь / Б. С. Штейнпресс. – Москва : Сов. композитор, 1986. – 341 с.
6. Брунс Д. Таллинн: достопримечательности. Кн. 3: Национальная опера и концертный зал "Эстония" / Д. Брунс. – 2008. – 47 с.
7. Gens L. Estonia teater. – Tallinn, 1974. – 37 с.
8. Езерская Е.М. Эстонская Национальная опера: встреча и узнавание // Музыкальный журнал. – 2014. – № 5. – С. 32 – 35.
О праздновании 100-летнего юбилея Эстонской Национальной оперы. Балет "Розалинда" на музыку оперетты И. Штрауса "Летучая мышь" (британская постановочная группа: балетм. Р. Хайнд, аранжировка музыки Д. Ланчбери, худож. П. Догерти); опера "Юлий Цезарь в Египте" Ф.Г. Генделя (дир. А. Мустонен, реж. Г. Рутингер).
9. Матусевич А.П. Эстонская "Манон" в Минске // Музыкальная жизнь. – 2013. – № 3. – С. 62–63.
Опера "Манон Леско" Дж. Пуччини. Реж. А. Жагарс. Дир. Ю. Альпертен. Худ. Р. Лоренц, К. Пастернака. В заглавной партии А. Ассзоний. Спектакль Национальной оперы Эстонии показан в рамках обменных гастролей на сцене Большого театра Республики Беларусь. Минск, 2013 г.
10. Соловьева Г. "Парсифаль" в Таллинне: победа за явным преимуществом музыки // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 9. – С. 61.
Опера "Парсифаль" Р. Вагнера. Реж. Н. Рааб. Муз. рук. и дир. А. Вольмер. Худ. Р. И. Хопкинс. Эстонская национальная опера. Таллин, 2011 г.

№ 42864  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Здравствуйте!
Прошу помочь с подбором литературы относительно творчества Г.Ф. Генделя 1730-х годов. В частности относительно опер "Альцина", "Ариодант" и "Орландо". Интересуют диссертационные исседования, литература, обращенная к этим операм и рецензии на постановки разных лет.

Заранее благодарю за помощь!
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем следующий список литературы по Вашей теме (источники поиска – ЭК РГБИ, РНБ ; ИПС Yandex):
1. Булычева А. Старинная опера приживается в Латвии : «Орфей» и «Альцина» в Национальной Опере // Старинная музыка. – 2000. – № 3. – С. 3–4.
2. Демидов В.П. Музыкальная драматургия в операх Генделя : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Демидов В.П. – Москва, 1994. – 24 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000046934?ysclid=lkazezwol566738956 (дата обращения: 20.07.2023).
3. Исаакян Г.Г. Старинная опера в современном театре (заметки оперного практика) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2020. – № 1. – С. 170–188. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/starinnaya-opera-v-sovremennom-teatre-zametki-opernogo-praktika (дата обращения: 20.07.2023).
4. Кириллина Л.В. Коварство, любовь и Гендель // Музыкальная жизнь. – 2021. – № 7. – С. 22–27.
5. Кириллина Л.В. Гендель. Гений театра, король оперы // Музыкальное обозрение. – 2021. – № 9 (№ 483). – C. 7.
6. Консон Г.Р. Трагический конфликт в ораториях Генделя : дис. ... канд. искусствоведения / Консон Г. Р. – Москва, 2006. – 261 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна в ЭБ «disserCat». URL: https://www.dissercat.com/content/tragicheskii-konflikt-v-oratoriyakh-gendelya?ysclid=lkakx9hkbn281816337 (дата обращения: 20.07.2023).
7. Матусевич А.П. Прелести и странности барокко // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 4. – С. 42.
Концертное исполнение оперы "Ариодант" Г. Ф. Генделя.
8. Морозов Д.А. Другой подход // Театр. – 2000. – № 4. – С. 82–85.
В частности, о спектакле «Альцина» Г. Ф. Генделя.
9. Парин А.В. Действо о душе, действо об игре : два спектакля Гамбурской оперы // Большой. – 2003. – № 1. – С. 76.
10. Парин А.В. Зрелищно, музыкально, стильно : гастроли Латвийской Национальной оперы на сцене Большого театра // Большой. – 2003. – № 4. – С. 45.
"Альцина" Г. Ф. Генделя.
11. Розанова О.И. От барокко до неоклассицизма // Петербургский театральный журнал. –2004. – № 2 (36). – С. 124–127.
12. Ульрих К.В пространстве собственной души : «Радамист» в Цюрихе, «Ариодант» во Франкфурте, «Альцина» в Берлине / пер. с нем. Т. Верещагиной // Большой. – 2004. – № 3. – С. 53.
13. Черномурова И.А. В пространстве другого жанра // Сцена. – 2003. – № 3. – С. 6–7.
Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве. О сценографии к операм «Альцина» Г. Ф. Генделя.

№ 42404  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


ДД! Необходима литература для написания работы по теме: "Интерпретация образа Тамары из оперы Рубинштейна "Демон". Заранее, благодарю.
Ответ: Здравствуйте. Предлагаем для начала работы список литературы (источники поиска: ИПС Google, Google Академия, Yandex, НЭБ КиберЛенинка, Elibrary, ЭК РГБ, РНБ):
1. Алексеев А.Д. Антон Рубинштейн / Алексеев А.Д. – Москва : Музгиз, 1976. – 45 с.
2. Горячих В.В. А.Г. Рубинштейн. Творчество : ист.-аналит. очерк / В.В. Горячих ; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург : Скифия принт, 2015. – 61 с. – Библиогр.: с. 61 и в подстроч. прим.
3. Данилова Н.Ю. Лермонтов и музыка // Acta eruditorum. – 2013. – Вып. 12. – С. 53-60. – Электрон. копия доступна на сайте Рус. христиан. гуманитар. акад. URL: https://rhga.ru/upload/iblock/43a/43acbb3c47d58dd66db3b51dee148b95.pdf#page=53 (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: В статье, в частности, анализируется интерпретация образа Тамары в опере Рубинштейна.
4. Маркова Т.Н. Музыкальные интерпретации поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" (опера А. Г. Рубинштейна и балет С. В. Жукова) / Маркова Т.Н., Хайдарова Д. // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. – 2018. – № 4. – С. 108-115. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-interpretatsii-poemy-m-yu-lermontova-demon-opera-a-g-rubinshteyna-i-balet-s-v-zhukova (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: В системе интермедиальных отношений осуществляется перевод с одного художественного язык на другой; вследствие взаимодействия разных видов искусств происходит их взаимообогащение, в том числе и на смысловом уровне. В настоящей статье анализируются две музыкальные интерпретации поэмы М. Ю. Лермонтова, в т.ч. образа Тамары, осуществленные композиторами А. Г. Рубинштейном (опера «Демон», 1872) и С. В. Жуковым (балет «Фатум», 1998).
5. Николаева О.Е. Особенности интерпретации замысла поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в либретто одноименной оперы А.Г. Рубинштейна // Филологический аспект. – 2018. – № 11 (43). – Электрон. копия доступна на сайте науч.-изд. центра Открытое знание. URL: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-interpretatsii-zamysla-poemy-myu-lermontova-demon-v-libretto-odnoimennoj-opery-ag-rubinshtejna.html (дата обращения: 19.04.2023).
6. Петухова С.А. "Демон" и демоническое: опера Антона Рубинштейна и ее интерпретаторы // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2021. – № 5 (76). – С. 120-137. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demon-i-demonicheskoe-opera-antona-rubinshteyna-i-ee-interpretatory (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: В статье сделана первая попытка рассмотреть сценическое бытование оперы, опираясь на критические отзывы разных лет. Ее интерпретации, в т.ч. образа Тамары, в основном затронули создание демонической атмосферы и соответственной стилистики как в партии главного героя, так и в общем художественном оформлении спектаклей.
7. Полтавец М.?А.?Гибель Тамары как нравственная смерть Демона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2022. – № 3. – С. 38-42. – Электрон. копия доступна на сайте Воронеж гос. ун-та. URL: http://jour.vsu.ru/wp-content/uploads/vestnik-fil-zhur-2022-3-1.pdf#page=39 (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: В статье приводится история создания перевода либретто «Демон» П.А. Висковатова/А.Г. Рубинштейна на немецкий язык, проводится сопоставительный анализ последних сцен оригинального либретто и немецкого перевода, выполненного А. фон Офферманом. Особое внимание уделяется идейному пафосу ключевых сцен немецкого либретто, концептуализирующих идею нравственной гибели Демона как следствия физической гибели Тамары.
8. Полтавец М.А. Два "Демона": история создания либретто и постановок опер по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2022. – № 1. – С. 84-90. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-demona-istoriya-sozdaniya-libretto-i-postanovok-oper-po-odnoimennoy-poeme-m-yu-lermontova-demon (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: В результате исследования доказано, что автором либретто 1860 г. был писатель-либреттист В. А. Соллогуб. Отмечается своеобразное сотрудничество либреттиста П. А. Висковатова и композитора А. Г. Рубинштейна в 1871 г. В работе указывается факт обращения композиторов А. Г. Рубинштейна и В. А. Фитингоф-Шеля к творчеству К. К. Павловой, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, приводятся ранее неизвестные причины отказа Дирекции Мариинского театра в постановке опер А. Г. Рубинштейна и Б. А. Фитингоф-Шеля в 1871 г. и последующего изменения названия оперы последнего («Тамара»). Теоретическая и/или практическая значимость. Проделанные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении текстов либретто, а также при сравнительном анализе поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» и одноимённых либретто.
9. Рогова О.А. "Тамара" Б.А. Фитингофа-Шеля: на пути к жанру русской лирической оперы // Музыкальное искусство: вопросы теории, истории, практики : сб. ст. / отв. ред. И.А. Корсакова. – Москва, 2018. – С. 87-111.
10. Скирдова А.А. «Демон» М.Ю. Лермонтова и А.Г. Рубинштейна: диалог двух великих художников // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 2. – С. 22-26.
11. Скирдова А.А. Лирические оперы А.Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Скирдова А.А. ; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. – Ростов-на-Дону, 2011. – 29 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004565?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.04.2023).
12. Скирдова А.А. Лирические оперы А. Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра : [монография] / А.А. Скирдова ; Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2014. – 122 с., [13] л. : ноты, табл.
13. Сокольская А.А. Оперный текст как феномен интерпретации : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Сокольская А.А. ; Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова. – Казань, 2004. – 20 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002734237?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.04.2023).
Аннот.: Материалом для анализа послужила, в том числе, опера Рубинштейна «Демон».
14. Хайдарова Д.Е. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" в музыкальной интерпретации А.Г. Рубинштейна // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 4–5 апр. 2017 г. : сб. ст. – Нижневартовск, 2017. – Ч. 5. – С. 669-672. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30131558_34056985.pdf (дата обращения: 19.04.2023). – Доступ после регистрации.
15. Шейн С. «Демон» А.Г. Рубинштейна / С. Штейн. – Москва : Музгиз, 1961. – 78 с.

№ 42328  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


мой вопрос состоит из параграфа 1.1. "Характеристика венской классической школы оперной музыки(эпохе 2-й половины 18 – 19 вв)". То есть мне нужно охарактеризовать какие творцы также были в этой школе(не только один Моцарт). какие особенные черты данной школы. Характеристика оперной музыки в данном школе.Про Моцарта мне здесь следует рассказать лишь в общих чертах пока что.Не предлагайте платную литературу и литературу с закрытом доступом. Например елайбери) спасибо!
Ответ: Здравствуйте! Предлагаем для изучения (источники поиска: ЭК НББ, ИПС Google Scholar, Науч. электрон. б-ка eLIBRARY.RU):
1.Вдов А. Ф. Валторна в музыке композиторов венской классической школы : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 17.00.02 / Вдов Анатолий Федорович ; Моск. воен. консерватория. – Н. Новгород, 2005. – 26 с. Шифр НББ: 2АД150294
2.Векслер Ю. С. О трех венских школах в истории музыки // Актуал. проблемы высш. музык. образования. – 2021. – № 1. – С. 7–13 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-treh-venskih-shkolah-v-istorii-muzyki/viewer (11.04.2023).
3.Волошко С. В. В ожидании Иоганна Штрауса (об истоках венской оперетты) // Philharmonica. Intern. Music J. – 2019. – № 2. – Р. 19–27 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29663 (11.04.2023).
4.Гудимова С. А. Музыкальные кумиры романтиков // Вестн. культурологии. – 2010. – № 2. – С. 123–133 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-kumiry-romantikov/viewer (11.04.2023).
5.Мирзаев У. О. Деятельность венской классической школы и формирования протестантского музыкального канона // Science and Education. – 2021. – Vol. 2, N 12. – Р. 692–700 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-venskoy-klassicheskoy-shkoly-i-formirovaniya-protestantskogo-muzykalnogo-kanona/viewer (11.04.2023).
6.Пилипенко Н. В. Театр Ан дер Вин в первой трети XIX века: особенности функционирования и музыкальный репертуар // Старин. музыка. – 2014. – № 2. – С. 17–21 ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21791269 (11.04.2023).
7.Терещенко В. Л. Черты инструментальной драмы в поздних фортепианных сонатах Муцио Клементи // Юж.-Рос. музык. альм. – 2010. – № 1. – С. 18–20 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cherty-instrumentalnoy-dramy-v-pozdnih-fortepiannyh-sonatah-mutsio-klementi/viewer (11.04.2023).
8.Хайруллаев В. В. Антонио Сальери в Вене: становление мастера // Проблемы музык. науки. – 2012. – № 1. – С. 136–141 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.musicscholar.ru/index.php/PMN/article/download/420/414 (11.04.2023).
9.Хохлов Ю. Н. Венская классическая школа и музыкальный романтизм // Вестн. культурологии. – 2004. – № 2. – С. 98–102 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-n-hohlov-venskaya-klassicheskaya-shkola-i-muzykalnyy-romantizm/viewer (11.04.2023).
10.Шушкова О. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: к 40-летию высшего профессионального образования в сфере искусства на Дальнем Востоке / О. Шушкова. – Владивосток : Дальневост. ун-т, 2002. – 237 c. Шифр НББ: 1//220236(039)
Составление списка литературы (платно) также можно заказать on-line (открыть ссылку). Рекомендуем также при необходимости воспользоваться платной услугой Национальной библиотеки Беларуси – Электронной доставкой документов (открыть ссылку).

№ 41939  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


магистерскую диссертация . Преподаватель сказал нужно это рассмотреть в работе: Роль Черлины из "Дон Жуана" ;
роль Деспины из "Все так делают".
один-Попугай из Волшебной флейты ( это означает "Волшебная флейта" Моцарта- как я поняла). Пожалуйста вышлите все необхожимые источиники касающейся жанной целой темы работы и то что сказал преподаватель. Пожалуйста не присылайте источники с закрытым доступом: например елайбери. Спасибо!
Ответ: Здравствуйте! Ваша тема требует углубленного поиска и анализа содержания источников, что является обязанностью исследователя (автора магистерской диссертации). Предлагаем для изучения материалы более общего характера (источники поиска: ЭК НББ, ИПС Google Scholar):
1.Бутакова А. А. Воспоминания об опере Моцарта «Дон Жуан» Ф. Листа как образец моцартианства романтической эпохи / А. А. Бутакова, Ю. В. Антипова // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). – 2019. – № 2. – С. 170–176 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospominaniya-ob-opere-motsarta-don-zhuan-f-lista-kak-obrazets-motsartianstva-romanticheskoy-epohi/viewer (01.03.2023).
2.Горбачева Н. С. Дон Жуан как архетип: проблема музыкальной интерпретации «вечного образа» : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Горбачева Наталья Сергеевна ; Рос. акад. музыки. – Н. Новгород, 2015. – 22 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://freereferats.ru/product_info.php?products_id=481217 (01.03.2023).
3.Горбачева Н. С. Феномен музыкальной интерпретации архетипа Дон Жуана // Актуал. проблемы высш. музык. образования. – 2013. – № 3. – С. 46–49 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalnoy-interpretatsii-arhetipa-don-zhuana/viewer (01.03.2023).
4.Изворска-Елизарьева М. Миф. Музыка. Моцарт: «Волшебная флейта» – космогоническая мифологема / М. Изворска-Елизарьева. – Минск : Рай, 1998. – 243 с. Шифр НББ: 1БА281542
5.Королевская Н. В. «Волшебная флейта»: диалог с Глюком // Проблемы музык. науки. – 2015. – № 3. – С. 120–127 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.journalpmn.ru/index.php/PMN/article/viewFile/234/236 (01.03.2023).
6.Кузнецова А. В. Музыкальная мифологема «Волшебная флейта» В. А. Моцарта как предтеча синтеза семиотических систем мифа и музыки в Романтизме // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2014. – Т. 28, № 9. – С. 153–156 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-mifologema-volshebnaya-fleyta-v-a-motsartakak-predtecha-sinteza-semioticheskih-sistem-mifa-i-muzyki-v-romantizme/viewer (01.03.2023).
7.Масонская мифология в творчестве В. А. Моцарта на примере оперы «Волшебная флейта» / Г. В. Байбикова [и др.] // Манускрипт. – 2020. – Т. 13, № 9. – С. 131–135 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masonskaya-mifologiya-v-tvorchestve-v-a-motsarta-na-primere-opery-volshebnaya-fleyta/viewer (01.03.2023).
8.Моцарт В. А. Дон Жуан : веселая драма в 2 д. / В. А. Моцарт ; либретто Л. да Понте ; сост. Б. М. Шерешевская ; предисл. Е. Черной. – Минск : Полымя, 1973. – 32 с. Шифр НББ: БА131747
9.Проблемы творчества Моцарта : материалы науч. конф., Москва, дек. 1991 г. / Моск. гос. консерватория ; ред.-сост. Е. И. Чигарева. – М. : Моск. гос. консерватория, 1993. – 179 с. – (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского ; сб. 5). Шифр НББ: 3ОК4846 «Волшебная флейта» Моцарта в контексте культуры XVIII века на стр. 5–28.
10.Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: художественная индивидуальность, семантика / Е. И. Чигарева. – Изд. стер. – М. : URSS : Либроком, 2015. – 279 с. Шифр НББ: 1//523413(039)
11.Эйнштейн А. Моцарт: личность, творчество : пер. с нем. / А. Эйнштейн ; предисл. П. Луцкер. – М. : Классика – XXI, 2007. – 468 с. Шифр НББ: 1//89632(039)
См. арх. ВСС КОРУНБ № 15627.
Рекомендуем также при необходимости воспользоваться платной услугой Национальной библиотеки Беларуси – Электронной доставкой документов (открыть ссылку).

№ 41578  |  распечатать  |  постоянная ссылка на запрос  |  оцените ответ  |  комментарий для библиографа  | 


Материалы по теме: "Стилевые особенности русской фортепианной культуры в контексте мировой музыкальной культуры XIX-XX века". В том числе история фортепианной музыки, специфика русской фортепианной школы и монографии исполнителей.
Ответ: Здравствуйте! Предлагаем следующий список публикаций по теме (источники: КиберЛенинка, Google Академия, ИПС Яндекс, ЭК РГБ):
1. Айзенштадт С.А. О роли русской фортепианной школы в процессе художественного формирования пианистического искусства Китая и Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3-1. – С. 22–27. – Электронная копия доступна на сайте издательства «Грамота». URL: https://www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/2.html (дата обращения: 26.01.2023).
2. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. Предглинковский период. Глинка и его современники. А. Рубинштейн. Могучая кучка / А.Д. Алексеев. – Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 272 с.
3. Буслаева Н.В. Французская и русская фортепианные школы: диалог исполнительских традиций // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2011. – № 3 (19). – C. 11–14. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-i-russkaya-fortepiannye-shkoly-dialog-ispolnitelskih-traditsiy (дата обращения: 25.01.2023).
4. Говар Н.А. О претворении некоторых традиций бидермейера в русской фортепианной культуре XIX – начала XX вв. // О России с любовью. Лики России : материалы II междунар. межвуз. форума, Санкт-Петербург, 24–25 марта 1917 г. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, 2017. – С. 245–253. – Электронная копия доступна на сайте СПбГУ. URL: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/87399471/_2017.pdf (дата обращения: 26.01.2023).
5. Долинская Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: исследовательские очерки / Е.Б. Долинская. – Москва : Композитор, 2006. – 560 с.
6. Овсянкина Г.П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д.Д. Шостаковича : автореф. дис. … д-ра искусствоведения / Овсянкина Галина Петровна. – Новосибирск, 2004. – 41 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002661898?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 26.01.2023).
7. Соловьева А.О. Н.Г. Рубинштейн и А.Г. Рубинштейн – основоположники традиций русской фортепианной педагогики // Проблемы современной науки и образования. – 2018. – № 6 (126). – С. 99–101. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-g-rubinshteyn-i-a-g-rubinshteyn-osnovopolozhniki-traditsiy-russkoy-fortepiannoy-pedagogiki (дата обращения: 25.01.2023).
8. Федорович Е.Н. Российские пианисты ХХ века / Е.Н. Федорович. – Екатеринбург, 2020. – 146 с. – Электронная копия доступна на сайте настройщика пианино Дмитрия Иванова. URL: https://www.klavierstimmer.ru/ssl/u/6e/5fb02a7bae11eabb348f2fda1d43a7/-/%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9F%D0%98%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%AB%20%D0%A5%D0%A5%20%D0%92..pdf (дата обращения: 26.01.2023).
9. Федорович Е.Н. Русская пианистическая школа как педагогический феномен : монография / Е.Н. Федорович. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 278 с.
10. Фейнберг C.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. – 2-е изд., доп. – Москва : Музыка, 1969. – 598 с. – Электронная копия доступна на сайте социал. сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/doc327645461_467022844?hash=PNBeWVDSdSEDtywRJnF2WZighI8MqEomiohtotkw9Qc&dl=n47xaY1xa7YpM1d9F06KfRux4d759iabIWl240JHkkD (дата обращения: 26.01.2023).
11. Чжан С.Ц. Я.И. Мильштейн и традиции русской фортепианной школы // Гуманитарное пространство. – 2021. – № 3. – С. 363–368. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-i-milshteyn-i-traditsii-russkoy-fortepiannoy-shkoly (дата обращения: 25.01.2023).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.